Дорогие коллеги, представляю третий номер нашего журнала. Ведущими проблемами, рассматриваемыми авторами этого номера, стали вопросы психологии искусства, эвристики и цифрового мира.
Основой для размышлений о роли искусства в процессе социализации современного человека выступила идея Г.Г. Шпета, касающаяся готовности субъекта к восприятию искусства, к эстетическому восприятию и эстетическому воспитанию. Эта мысль, высказанная им в работе «Искусство как вид знания» (1926/1927), послужила связующей нитью в анализе социально-психологических функций искусства таких, как трансляция ценностей, нравственное воспитание, формирование художественного вкуса, развитие критического мышления и саморефлексии в процессе становления идентичности.
В статье в оптике эстетической парадигмы исследование проблемы иммерсивности реальных и виртуальных офлайн и онлайн пространств основывается на рецепции идей и концептов: 1) художественная форма произведения искусства; 2) художественно-литературные концепты английского романтизма; 3) идея «синтеза искусств»; 4) концепт «атмосферы» новой эстетики метамодернизма.
В статье поднимается проблема психологии творчества как метода поиска художником своей личностной идентичности в изменяющемся мире. Исследуются варианты создания художественного произведения и как сознательного конструирования дополнительного пространства для свободного самовыражения, и как способа совладания с трудностями и негативными переживаниями, бессознательного катарсиса.
Исследователи в различных научных дисциплинах часто используют идентичные эвристики, которые представляют собой мысленные сокращения, упрощающие когнитивную нагрузку при принятии решений. Это исследование демонстрирует, что физики, биологи и психологи, описывая принципиально разные типы взаимодействий, используют четыре универсальные эвристики.
При изучении повседневности мы сталкиваемся с вызовами цифровой эпохи – это по своей сути все те же общечеловеческие и социальные проблемы, проявлению, решению или усугублению которых способствует бурное развитие цифрового ландшафта, высокая скорость мобильного интернета и совершенствование новых технологий. В последние десятилетия интенсивного роста цифровой среды возникли и сохраняются многочисленные проблемы.
Наличие онкологического заболевания у ребенка создает особый контекст его развития. У детей с онкологическими заболеваниями болезнь способствует особым негативным переживаниям, особому самовосприятию, изменяет отношения с окружающими, вызывает расстройства поведения, формирует определенные реакции личности на болезнь.
Предлагается обзор статьи датских исследователей, сотрудников Университета Ольборга (Дания), кафедры коммуникации и психологии, профессора психологии Свена Бринкмана, доцента психологии Расмуса Гофмана Бирка и постдока психологии Питера Клемента Лунда, посвящённой теме биологизации. Публикация посвящена сложным взаимоотношениям между биологией и психологическими дисциплинами, охватывающими психологию, психиатрию и психотерапию.
Культура виктимности – один из феноменов современности, который в последние годы активно осмысливается в ряде англоязычных публикаций. В предлагаемом читателю обзоре зарубежных тематических исследований внимание сфокусировано, прежде всего, на двух книгах, чьи авторы сделали предметом изучения зарождение в университетских кампусах новой моральной культуры – культуры жертвы.