Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Андреева (Голубева) Н.А., Преображенская С.В. Трансформации стилей идентичности в цифровом обществе

Наталья А. Андреева (Голубева), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; 9268881525n@gmail.com
Светлана В. Преображенская, аналитик, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д.6; s.v.preobr@yandex.ru

При изучении повседневности мы сталкиваемся с вызовами цифровой эпохи – это по своей сути все те же общечеловеческие и социальные проблемы, проявлению, решению или усугублению которых способствует бурное развитие цифрового ландшафта, высокая скорость мобильного интернета и совершенствование новых технологий. В последние десятилетия интенсивного роста цифровой среды возникли и сохраняются многочисленные проблемы. Дезинформация, разного рода насилие и зависимости, недостаточная защищенность данных, общая неудовлетворенность психологическим благополучием в цифровой среде, низкая степень доверия к получаемой информации, вопросы, связанные с восприятием, обработкой и переработкой бесконечного потока информации, влияющие на процесс запоминания и воспроизведения, и многое другое. Все отмеченное имеет тенденцию к активному расширению и усугублению по мере изменения цифрового ландшафта и, на наш взгляд, становится актуальным предметом психологических исследований. Цель статьи – представить эмпирические исследования индивидуальных и личностных характеристик стиля идентичности пользователей и особенностей восприятия и переработки ими информации, а вместе с тем провести сравнительный анализ ведущего способа восприятия пользователей за последние десять лет. Наряду с указанным нам представляется достойным внимания проследить связь стиля информационной идентичности и шкалы приверженности с удовлетворенностью жизнью в информационном обществе. Авторами проведено несколько серий исследований, в них приняли участие более 365 человек. Респонденты были поделены на две возрастные группы – молодых, от 16 до 27 лет (N = 285), и людей среднего возраста, от 27 до 50 лет (N = 80). Первая серия посвящена сравнительному анализу данных изучения ведущего способа восприятия и переработки информации и его связи с уровнем информационной осведомленности и стилем информационной идентичности в двух возрастных группах. Сравнивались данные полученные за 2012 г., 2016 г. и 2023 г. Вторая серия исследования имела задачу установить связь стиля информационной идентичности и шкалы приверженности, и третья серия – связь стиля идентичности с удовлетворенностью жизнью в информационном обществе. Выявлены изменения в способах восприятия и переработки информации, полученные результаты показали, что людей с дигитальным способом восприятия и переработки информации стало в 3,5 раза больше, в сравнении с 2012г., т.е. с течением времени происходит интериоризация дигитального способа получения информации. Установлена связь информационной идентичности и шкалы приверженности с дигитальной модальностью. Приверженность помогает ориентироваться в постоянно меняющемся потоке информации, а дигитальный способ восприятия и переработки информации – собрать информацию и выстроить эффективную стратегию по обработке получаемой информации, ее систематизации и применению. Отмечена тенденция преобладания диффузного стиля идентичности у молодых респондентов. Диффузный стиль позволяет выбрать актуальную информацию для данной ситуации, что соответствует характеристикам дигитальной модальности. В свою очередь информационная идентичность способствует лучшей ориентировке в потоке поступающей информации. 

 

Ключевые слова: цифровая повседневность, информационная осведомленность, ведущая модальность восприятия информации, информационная идентичность, приверженность

 

Для цитирования: Андреева (Голубева), Н.А.; Преображенская, С.В. Трансформации стилей идентичности в цифровом обществе // Новые психологические исследования. 2023. №. С. 90–107. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_03_05

 

 

Благодарность

Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ, проект № 19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия».

 

Ключевые слова: цифровая повседневность информационная осведомленность ведущая модальность восприятия информации информационная идентичность приверженность

Поступила в редакцию: 15 октября 2023

Дата публикации: 15 октября 2023 г

Скачать статью