Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Куртанова Ю.Е., Бурдукова Ю.А. Щербакова А.М., Зорина Е.С., Белозерская О.В., Лыкова Н.С., Щукина В.Д., Бриллиантова А.А. Когнитивные, эмоциональные и социальные особенности детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями

Юлия Е. Куртанова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; ulia.kurtanova@yandex.ru
Юлия А. Бурдукова, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; julia_burd@inbox.ru
Анна М. Щербакова, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; shcherbakova.a.m@yandex.ru
Екатерина С. Зорина, кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; руководитель научно-исследовательских программ службы психолого-педагогического сопровождения, Флагманская площадка проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», Москва, Россия; 117997, Россия, Москва, ул. Саморы Машела, д. 1; katarinatutor@gmail.com
Ольга В. Белозерская, старший преподаватель, кафедра специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; belozerskaya@mail.ru
Наталья С. Лыкова, старший преподаватель, кафедра специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; likovans@gmail.com
Варвара Д. Щукина, преподаватель кафедры специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; педагог-психолог, Флагманская площадка проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», Москва, Россия; 117997, Россия, Москва, ул. Саморы Машела, д. 1; varia.shuckina@yandex.ru
Анастасия А. Бриллиантова, аспирант, кафедра специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; педагог-психолог, Флагманская площадка проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», Москва, Россия; 117997, Россия, Москва, ул. Саморы Машела, д. 1; rovnova.anastasiya@yandex.ru

Наличие онкологического заболевания у ребенка создает особый контекст его развития. У детей с онкологическими заболеваниями болезнь способствует особым негативным переживаниям, особому самовосприятию, изменяет отношения с окружающими, вызывает расстройства поведения, формирует определенные реакции личности на болезнь. Длительная госпитализация, сопровождающаяся социальной депривацией, влияет на все сферы психической жизни ребенка: когнитивную, личностную, эмоциональную, коммуникативную, мотивационно-потребностную. В исследовании были проанализированы различия между детьми с онкологическими заболеваниями и их сверстниками без хронических соматических заболеваний. Был оценен когнитивный статус детей, их уровень тревожности, а также степень социальной адаптированности. Эти сферы отражают разные аспекты социальной адаптации такие, как когнитивные, эмоциональные и социальные компоненты. В исследовании приняли участие 47 детей в возрасте от 7 до 11 лет, находящихся на лечении в онкологических центрах города Москвы. Группу детей без хронических соматических заболеваний составили 70 человек в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих массовые школы города Москвы. Для оценки эффективности концентрации внимания использовалась Корректурная проба Бурдона (детский вариант). Для оценки вербально-логического мышления использовалась методика «Четвертый лишний» в вербальном варианте. Кратковременная и долговременная память оценивалась при помощи методики «10 слов». Для оценки тревожности использовалась Шкала явной тревожности для детей, содержащая субшкалы социальной желательности и тревожности. Оценка степени социализированности детей проводилась с использованием методики, разработанной М.И. Рожковым, содержащая субшкалы социальной адаптивности, автономности, социальной активности и приверженности гуманистическим нормам. Результаты. Нами было выявлено, что дети с онкологическими заболеваниями демонстрируют планомерное когнитивное снижение по показателям вербально-логического мышления, концентрации внимания и памяти, снижение социальной активности и социальной адаптированности. Анализ результатов оценки социального взаимодействия выявил, что дети с онкологическими заболеваниями склонны давать социально желательные ответы при оценке своей тревожности при отсутствии повышенной тревожности как таковой. Были получены негативные связи тревожности с социальной желательностью и эффективностью кратковременной памяти, а также позитивная связь автономности и памяти. Полученные результаты указывают, что при разработке мер социальной реинтеграции детей с онкологическими заболеваниями необходим комплексный подход, вовлекающий социальные, эмоциональные и когнитивные компоненты.

 

Ключевые слова: дети с онкологическими заболеваниями, память, тревожность, социальная желательность, социализированность

 

Для цитирования: Куртанова, Ю.Е., Бурдукова, Ю.А. Щербакова, А.М., Зорина, Е.С., Белозерская, О.В., Лыкова, Н.С., Щукина, В.Д., Бриллиантова, А.А. Когнитивные, эмоциональные и социальные особенности детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями // Новые психологические исследования. 2023. № 3. С. 108–126. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_03_06

 

 

Благодарность

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 02.06.2023 №073-00038-23-05 «Социальная и образовательная реинтеграция детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения».

 

Ключевые слова: дети с онкологическими заболеваниями память тревожность социальная желательность социализированность

Поступила в редакцию: 15 октября 2023

Дата публикации: 15 октября 2023 г

Скачать статью