Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Полева Н.С. К проблеме иммерсивности реальных и виртуальных пространств

Наталья С. Полева, кандидат психологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; npoleva@mal.ru

В статье в оптике эстетической парадигмы исследование проблемы иммерсивности реальных и виртуальных офлайн и онлайн пространств основывается на рецепции идей и концептов: 1) художественная форма произведения искусства; 2) художественно-литературные концепты английского романтизма; 3) идея «синтеза искусств»; 4) концепт «атмосферы» новой эстетики метамодернизма. В дискурсе иммерсивности анализируются трансформации, которые затрагивают художественную форму, способы предъявления и восприятия произведения искусства, роль автора и воспринимающего субъекта, цели искусства. Рассматривается значение «spots of time» и «suspension of disbelief» в возникновении опыта иммерсивных переживаний. Прослеживается история идеи «синтеза искусств»: архаический синтез – дифференциация различных видов искусств, их ориентировка на определенный канал восприятия – возвращение к идее синтеза в эпоху модерна и авангарда – трансформация идей синтеза в идею мультисенсорности на новом технологическом уровне в эпоху Интернета и цифровых технологий. Технологии виртуальной реальности ориентированы на создание мультисенсорного опыта, на задействование – в идеале – максимального количества органов чувств человека для достижения иллюзии полного погружения и присутствия в искусственном мире. Концепт «атмосферы» – фундаментальное понятие новой эстетики Бёме, которая понимается автором как общая теория восприятия. Первичным «объектом» восприятия являются атмосферы, и лишь потом аналитический взгляд распознает предметы и т.д. Связывая качества окружения и состояния человека, атмосферы создают общую реальность воспринимающего и воспринимаемого, чем обеспечивают возможность переживания иммерсивного опыта. Иммерсивность как психологический феномен – это процесс или состояние ментального (мысленного) и/или телесного вовлечения, погружения в реальное или искусственно созданное пространство, которое сопровождается эмоциональными реакциями. На личностном уровне в современных условиях транзитивности и нарастания неопределенности иммерсивность в разные пространства посредством «sports of time», художественной формы или использования цифровых технологий может стать способом обретения новых смыслов в опыте иммерсивных (эстетических и внеэстетических) переживаний и/или вариантом поиска себя в разных виртуальных мирах.

 

Ключевые слова: иммерсивность, иммерсивные пространства, виртуальные пространства, эстетическая парадигма, художественная форма произведения искусства, «spots of time», «suspension of disbelief», синтез искусств, атмосферы

 

Для цитирования: Полева, Н.С. К проблеме иммерсивности реальных и виртуальных пространств // Новые психологические исследования. 2023. № 3. С. 30–53. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_03_02

 

 

Благодарность

Работа выполнена при поддержке гранта РНФ, проект 19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия».

 

Ключевые слова: иммерсивность иммерсивные пространства виртуальные пространства эстетическая парадигма художественная форма произведения искусства «spots of time» «suspension of disbelief» синтез искусств атмосферы

Поступила в редакцию: 15 октября 2023

Дата публикации: 15 октября 2023 г

Скачать статью