Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Марцинковская Т.Д. Личностная идентичность творца в изменяющемся мире

Татьяна Д. Марцинковская, доктор психологических наук, профессор, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; Московский институт психоанализа, Москва, Россия; 121170, Россия, Москва, Кутузовский пр., д. 34, стр. 14; ip@rggu.ru

В статье поднимается проблема психологии творчества как метода поиска художником своей личностной идентичности в изменяющемся мире. Исследуются варианты создания художественного произведения и как сознательного конструирования дополнительного пространства для свободного самовыражения, и как способа совладания с трудностями и негативными переживаниями, бессознательного катарсиса. При рассмотрении вопроса о связи художника и общества подчеркивается важность изучения того, какими средствами и с какими интенциями переживания эпохи отображались в разных видах искусства. Показывается разница в степени осознанности творческого процесса между писателями, поэтами и художниками, композиторами. Рассматриваются варианты поиска утраченного мира на примере литературы (М. Прус, Э. Гофман) и живописи (П. Нилус, А. Серебряков). Анализируется связь между рациональными и иррациональными аспектами создания и восприятия произведения искусства при кодировании и декодировании его смысла художником и зрителем. Показывается синтетичность образов, предъявляемых в фильмах, которая обусловлена и коллективным творчеством (режиссер-оператор), и необходимостью сочетания требований художественности и финансовой окупаемости фильма. Важность соединения гибкой формы и сюжета в этом случае раскрывается на примере работ Д. Кэмерона и К. Нолана. Вопрос связи формы и содержания произведений искусства рассматривается на примере восприятия живописи и музыки художниками, композиторами и писателями. В контексте этой проблемы изучается роль цвета и колорита в живописи и мелодии и ритма в музыке. Изменения восприятия и переживания времени особенно отчетливо видны в работах постимпрессионистов и экспрессионизма в живописи и атональной музыки, особенно ярко выразившей кризисы эпохи в середине прошлого века. Поиски способа самовыражения себя и отражения своего времени являются оной из ведущих мотиваций художников. Данный мотив приводит к созданию произведений искусства, но бессмертным произведение становится только тогда, когда подобные поиски важны не только для самого творца, но и для людей в разные времена. Разговор художника с самим собой, гармоничное соединение в этом разговоре бессознательных переживаний и сознательных способов реализации стремлений в созданном мире делают творение бессмертным, так как помогают и зрителю обрести себя в изменчивом времени.

 

Ключевые слова: личностная идентичность творца, художественное творчество, гибкая внешняя и внутренняя форма, катарсис, конструирование, совладание

 

Для цитирования: Марцинковская, Т.Д. Личностная идентичность творца в изменяющемся мире // Новые психологические исследования. 2023. № 3. С. 54-69. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_03_03

 

 

Благодарность

Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ 22-18-00140 «Динамическая устойчивость личности в пространстве социокультурной неопределенности».

 

Ключевые слова: личностная идентичность творца художественное творчество гибкая внешняя и внутренняя форма катарсис конструирование совладание

Поступила в редакцию: 15 октября 2023

Дата публикации: 15 октября 2023 г

Скачать статью