Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Пастернак Н.А. Способность действовать «в уме» и рабочая память: какие факторы влияют на успешность обучения

Нина А. Пастернак, кандидат психологических наук, доцент, Школа антропологии будущего РАНХиГС, Москва, Россия; 119606, Россия, Москва, пр. Вернадского, д. 84; МГМСУ им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия; 127473. Россия, Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1; nina.pasternak@yandex.ru

В исследовании ставится вопрос о соотношении объема рабочей памяти и способности действовать «в уме». Показана связь между уровнем развития способности действовать «в уме» студентов высшей школы и успешностью выполнения ими заданий на объем рабочей памяти, которая определяется с использованием теста n-вack. Показано, что низкий уровень развития способности действовать «в уме» ограничивает возможности успешного выполнения теста на рабочую память за одну или две попытки: максимальные значения по тесту в эксперименте демонстрируют только испытуемые со средним и высоким уровнем развития изучаемой способности. Показано, что значения средних величин по успешности выполнения первого задания на объем рабочей памяти и динамики успешности выполнения теста от первой ко второй попытке существенно выше у испытуемых со средним и высоким уровнем развития способности действовать «в уме» по сравнению с группой испытуемых с низким уровнем развития данной способности. Выдвинуто предположение, что при низком уровне развития способности действовать «в уме» рабочая память имеет ограничения в количестве элементов информации, которые нужно одновременно держать в уме. Ограничения объема рабочей памяти, связанные с невозможностью удержать информацию во внутреннем плане, приводят к тому, что возникают трудности в освоении учебных навыков и обучении. Ставится вопрос о том, что опыт преодоления учебных трудностей может стать адаптацией к неопределенности в экономической и социальной жизни, послужить стимулирующим фактором для процесса самосовершенствования. Даются рекомендации для психологического сопровождения при возникновении учебных трудностей, вызванных ограничениями рабочей памяти.

 

Ключевые слова: способность действовать «в уме», рабочая память, учебный опыт, преадаптация к неопределенности

 

Для цитирования: Пастернак, Н.А. Способность действовать «в уме» и рабочая память: какие факторы влияют на успешность обучения // Новые психологические исследования. 2023. № 2. С. 26–38. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_02_02

 

Ключевые слова: способность действовать «в уме» рабочая память учебный опыт преадаптация к неопределенности

Поступила в редакцию: 08 июля 2023

Дата публикации: 08 июля 2023 г

Скачать статью