Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Еремин Р.А. Осознанность как стратегия совладания с «синдромом упущенной» в социальных сетях

Роман А. Еремин, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6, ra.eremjn@yandex.ru

В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования осознанности как копинг-стратегии в совладании с «синдромом упущенной выгоды» (Fear of missing out) в социальных сетях. «Синдром упущенной выгоды» определяется как тревожное состояние, когда индивид боится пропустить важное или интересное для него событие. (Состояние также провоцируется частым просмотром социальных сетей.) Анализируются подходы к изучению феномена, в том числе результаты современных зарубежных исследований и выводы, сформулированные в них. Отмечается, что на данный момент феномен «синдрома упущенной выгоды» является одним из важнейших индикаторов влияния социальных сетей на личность, привлекая к себе все больше внимания не только исследователей феномена, но и обычных пользователей интернет-коммуникации и современных технологий. Работа располагает данными, впервые полученными на российской выборке в результате апробации и валидизации шкалы, измеряющей феномен «синдрома упущенной выгоды». Выделяется трехфакторная структура конструкта в результате проверки на нормальность и факторного анализа. Предложенные гипотезы о связи осознанности с выбором конкретной стратегии совладания и влиянии интернет-зависимости на переживание «синдрома упущенной выгоды» проверяются с помощью корреляционного анализа и подкрепляются статистически значимыми результатами, основанными на выборке из 94 респондентов. Данные исследования сопоставляются с результатами зарубежных работ, и в итоге делается вывод о том, что осознанность правомерно может рассматриваться как новый, более универсальный вид копинга в самом широком спектре проблемных и стрессовых ситуаций, а не только как состояние контроля в организации психической регуляции индивида.

 

Ключевые слова: осознанность, синдром упущенной выгоды, копинг-стратегии, социальные сети

 

Для цитирования: Еремин, Р.А. Осознанность как стратегия совладания с «синдромом упущенной выгоды» в социальных сетях // Новые психологические исследования. 2023. № 2. С. 7–25. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_02_01

 

Ключевые слова: осознанность синдром упущенной выгоды копинг-стратегии социальные сети

Поступила в редакцию: 08 июля 2023

Дата публикации: 08 июля 2023 г

Скачать статью