Антонов Д.Д. Особенности динамической устойчивости личности студентов-психологов
Дмитрий Д. Антонов, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская площадь., д. 6; ddantonov1997@yandex.ru
Исследование посвящено изучению особенностей динамической устойчивости личности студентов, получающих психологическое образование (N = 123 респондента). В центре работы было исследование связи потенциала самоизменений и экзистенциальной исполненности личности. Изучались уровни развития и потенциала самоизменений и экзистенциальной исполненности в группах студентов, получающих различное образование (психологически и техническое), а также анализ возможных связей изучаемых конструктов. Результаты, полученные при сравнении студентов по типу получаемого образования, показали, что студенты, получающие психологическое образование, отличаются от группы, получающей техническое образование, большей выраженностью таких компонентов потенциала самоизменений, как «Способность к осознанному самоизменению» и «Возможность самоизменений» и аспектов экзистенциальной исполненности – «Ответственность» и «Свобода». Можно предположить, что сама по себе мотивация к получению психологической профессии увеличивает тенденцию к рефлексии и стремлению к самоизменению и личностному росту. Данные, полученные в ходе исследования, подчеркивают необходимость учета ряда социо-демографических параметров, в частности «наличия опыта работы», поскольку расщепление данных по указанному параметру продемонстрировало специфические различия в группах студентов, получающих различное образование. Было установлено, что сам факт того, что студент работает, накладывает отпечаток на его представления о возможности управлять своими ресурсами – как психологическими, так и материальными возможностями. По итогу корреляционного анализа можно отметить высокую плотность связей между компонентами потенциала самоизменений и экзистенциальной исполненности. Обнаруженная закономерность встречается как в совокупной выборке, так и в отдельных группах. Несмотря на то, что корреляционные связи являются общими для обеих групп, существует уникальная связь «Самодистанцирования» со «Способностью к осознанным самоизменениям», «Потребностью в самоизменении» и общим показателем потенциала самоизменений, характерная для студентов, будущих психологов.
Ключевые слова: целостность личности, динамическая устойчивость личности, потенциал самоизменений, экзистенциальная исполненность, «Ответственность», «Свобода», «Способность к осознанным самоизменениям»
Для цитирования: Антонов Д.Д. Особенности динамической устойчивости личности студентов-психологов // Новые психологические исследования. 2023. № 2. С. 39–62. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_02_03
Благодарность
Работа выполнена при поддержке гранта РНФ, проект 22-18-00140 «Динамическая устойчивость личности в пространстве социокультурной неопределенности».
Ключевые слова: целостность личности динамическая устойчивость личности потенциал самоизменений экзистенциальная исполненность «Ответственность» «Свобода» «Способность к осознанным самоизменениям»
Поступила в редакцию: 08 июля 2023
Дата публикации: 08 июля 2023 г