Корсак А.А., Иванова Е.М. Трехкомпонентная модель развития чувства юмора: от простой улыбки до сложного комического мышления
Анастасия А. Корсак , магистр, Российский национальный медицинский исследовательский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Пироговский университет), Москва, Россия; 117513, Россия, Москва, ул. Островитянова, д. 1, стр. 7; https://orcid.org/0009-0002-4810-416X; a.a.korsak97@gmail.com
Елена М. Иванова , кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Российский национальный медицинский исследовательский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Пироговский университет), Москва, Россия; 117513, Россия, Москва, ул. Островитянова, д.1, стр.7; Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия; 115522, Россия, Москва, Каширское ш., д.34; https://orcid.org/0000-0002-3616-9444; ivalenka13@gmail.com
Существует дефицит исследований чувства юмора детей в сравнении с аналогичными работами на материалах взрослого контингента, к тому же даже имеющиеся данные фрагментарны и разнородны.
Целью представляемой работы является обобщение и систематизация отечественных и зарубежных исследований развития чувства юмора у детей.
В указанных рамках нами был проведен нарративный обзор литературы с использованием баз данных: eLibrary.Ru, Google Scholar, PubMed. При отборе публикаций предпочтения отдавались исследованиям последних 30 лет, посвященных развитию чувства юмора. Поиск литературных источников проводился преимущественно с использованием ключевых слов: «юмор», «развитие» + «чувство юмора», «стадии» + «развитие» + «чувство юмора», «humor», «stages» + «development» + «humor», «stages» + «development» + «sense of humor».
Предлагается новая периодизация стадий развития чувства юмора, базирующаяся на культурно-историческом подходе и идее сензитивных периодов. Авторская модель представлена в виде трех компонентов: физиологического, когнитивного и эмоционально-личностного. При рассмотрении перечисленных компонентов необходимо различать их ключевые аспекты. Так, в рамках физиологического компонента происходит формирование мимических и вокальных реакций (улыбки и смеха), в рамках когнитивного развивается способность понимать и «создавать» юмор, а в рамках эмоционально-личностного отражаются индивидуальные предпочтения комического. Именно с учетом этих компонентов нами проводилась систематизация и обобщение результатов опубликованных научных работ.
Развитие всех трех компонентов начинается с момента рождения. Однако исследования показывают, что есть возрастные этапы наиболее благоприятные для формирования каждого из них. Причем компоненты развиваются не только параллельно, но и последовательно, сменяя друг друга в зависимости от периода наиболее активного своего влияния и выстраиваясь в иерархическую структуру.
Ключевые слова: юмор, развитие чувства юмора, стадии развития чувства юмора
Для цитирования: Корсак, А.А., Иванова, Е.М. Трехкомпонентная модель развития чувства юмора: от простой улыбки до сложного комического мышления // Новые психологические исследования. 2025. № 4. С. 12–36. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_04_01
Ключевые слова: юмор развитие чувства юмора стадии развития чувства юмора
Поступила в редакцию: 22 декабря 2025
Дата публикации: 22 декабря 2025 г