Научный журнал

Новые Психологические Исследования

От редактора

Главный редактор журнала «Новые психологические исследования» Т.Д. Марцинковская, Москва, 22 декабря 2025 г.

Дорогие коллеги, представляю четвертый, последний в этом году номер нашего журнала.

 

Открывает его статья А.А. Корсак и Е.М. Ивановой «Трехкомпонентная модель развития чувства юмора: от простой улыбки до сложного комического мышления». В аналитической статье представлен нарративный обзор развития чувства юмора у детей. Полученные материалы дали возможность авторам создать новую периодизацию стадий развития чувства юмора, которая основывается на культурно-историческом подходе и идее сензитивных периодов. 

В статье М.А. Синчук и Е.В. Казанцевой «Социально-психологические аспекты финансиализации как модели исследования природы кредитного (долгового) поведения» рассматривается крайне актуальная на сегодняшний день проблема формирования экономической грамотности и адекватного экономического поведения человека. Авторами были выделены основные подходы к описанию уровней внедрения процесса финансиализации в повседневную жизнь и показано, что кредитное поведение становится важным условием социализации человека в современном мире.

Т.В. Обиночная Т.В. и С.Н. Ениколопов в статье «Структурно-личностный компонент аутоагрессивности при соматических модификациях» исследуют личностные качества, раскрывающие связь между соматическим модифицированием в виде татуировок и пирсинга и самоповреждающим и суицидальным поведением. Полученные материалы показали, что в структуре личности лиц с самоповреждающим и суицидальным поведением можно выделить компоненты аутоагрессивности и эмоциональной зависимости. Это позволило авторами рассматривать модификации тела как фактор риска возникновения аутоагрессивного поведения.

В статье Н.Р. Ильичева и С.А. Щебетенко «Черты личности, измеренные эмодзи-лицами, и их связь с Большой Пятеркой и жизненными событиями» исследуется связь эмодзи с личностными чертами. Эта связь, по мнению авторов, может лечь в основание нового инструментария для диагностики личности. Полученные авторами материалы показали прогностическую значимость эмодзи и возможности создания опросника для измерения личностных черт. 

Ю.И. Мельник в статье «Профессиональное благополучие руководителя и его связь с самоэффективностью, макиавеллизмом и управленческими ориентациями» представляет результаты исследования самоэффективности, макиавеллизма и управленческих ориентаций в связи с разным уровнем профессионального благополучия у руководителей. Полученные результаты показывают, что профессиональное благополучие, самоэффективность и макиавеллизм действуют как два отдельных относительно независимых фактора.

Н.Ю. Федунина Н.Ю. и М.А. Огурцова в статье «Источники уверенности в себе спортсмена» раскрывают сложность структуры уверенности в себе, подтверждая необходимость интегрированного подхода в психологическом сопровождении спортсменов. Повышение эффективности спортсменов должно основываться на анализе их индивидуального профиля уверенности в себе.

В статье Е.В. Степановой и К.В. Пырковой «О связи когнитивных искажений и нарушения операционального компонента мышления у женщин с расстройствами шизофренического спектра» представлены результаты исследования связи процесса обобщения и когнитивных искажений. Полученные материалы показали, что у женщин с расстройствами шизофренического спектра наблюдаются такие когнитивные искажения как персонализация, чтение мыслей и максимализм. Полученные данные позволяют взглянуть на искажение процесса обобщения под другим углом, расширяя его влияние на область коммуникации и социального познания. 

Н.А. Галанина и К.М. Шипкова в статье «Особенности когнитивного функционирования у здоровых лиц зрелого возраста» представляют результаты исследования когнитивных особенностей, предназначенного для разработки коррекционных программ. Полученные данные подтверждают гетерогенность процесса когнитивного старения и позволяют разработать адекватную программу когнитивной профилактики мнестического дефицита для лиц зрелого возраста и нейрокогнитивных профилактических программ специфической направленности для мужчин и женщин. 

В статье А.С. Ступникова «Симптомы нервно-психической дезадаптации в структуре синдрома выгорания у представителей социономических профессий» представлены результаты комплексного исследования синдрома выгорания. Материалы, полученные в работе, доказали, что синдром выгорания включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессионализма, а также ряд соматических, вегетативных и невротических симптомов. Эти данные убедительно демонстрируют комплексный характер данного состояния.

В работе Е.Д Назиной, Д.С. Дроздова и Д.Д. Белослудцеой «Связь согласованности нарративной идентичности и благополучия: базовые психологические потребности как медиатор» было проведено исследование связи нарративной согласованности и психологического благополучия. Полученные результаты раскрывают возможные механизмы этой связи и представляют новый медиатор связи нарративной согласованности и психологического благополучия: фрустрация потребности в компетентности. 

В статье М.А. Новиковой и Д.А. Матанцевой «Связь буллинга и социально-эмоциональных навыков учащихся: адаптация опросника социально-эмоциональных навыков (SECQ – Social Emotional Competence Questionnaire) на русскоязычной выборке» представлена адаптированная русскоязычная версия опросника Social Emotional Competence Questionnaire (SECQ). Данный опросник продемонстрировал высокие психометрические показатели и соответствие факторной структуре оригинальной версии. Также были полученные данные о статистически значимой отрицательной связи между уровнем развития СЭН и риском вовлеченности в буллинг. В целом авторы подчеркивают, что развитие социально-эмоциональных навыков у школьников может рассматриваться как значимый ресурс профилактики буллинга.

В статье А.А. Дубинского, М.М. Проничевой И.А. Розанова и М.Ю. Горшковой «Гендерные особенности ценностно-смысловой сферы населения РФ» было показано, что выбор ценностей мужчинами и женщинами практически идентичен. При этом при сходстве ценностных ориентаций мужчин и женщин отмечаются значимые психологические различия в проявлениях агрессии, эмоционально-поведенческих аспектах и социальных установках, что важно учитывать при разработке социальных и психологических программ. 

В статье К. Селиоти «Роль внеклассной деятельности в успеваемости и субъективном благополучии в школе» показывается, что академическая успеваемость и субъективное благополучие в школе имеют положительную, корреляцию вне зависимости от участия школьников в ВУД. 

М.С. Гусельцева в обзоре статьи René van der Veer «Exploring Vygotsky’s Archives» показывает, что, по мнению Р. ван дер Веера, для полного понимания интеллектуального наследия Л.С. Выготского необходимо изучать не только его опубликованные труды, но и записные книжки, черновые заметки, неотредактированные рукописи и переписку. В качестве аргументации Р. ван дер Веер приводит собственный анализ ряда таких записей и фрагментов научной переписки. Р. ван дер Веер приходит к заключению о потенциальных возможностях систематического сбора всей корреспонденции, хранящейся в различных государственных и частных архивах. 

 

В заключение поздравляю всех с наступающим Новым Годом и желаю удач, оптимизма, здоровья и, конечно новой продуктивности и новых замечательных статей!

 

Поступила в редакцию: 22 декабря 2025

Дата публикации: 22 декабря 2025 г