Синчук М.А., Казанцева Е.В. Социально-психологические аспекты финансиализации как модели исследования природы кредитного (долгового) поведения
Максим А. Синчук , аспирант, Таганрогский институт управления и экономики, Таганрог, Россия; 347900, Россия, Таганрог, ул. Петровская, д. 45; sin4ukmax@yandex.ru
Елена В. Казанцева , кандидат психологических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Таганрогский институт управления и экономики, Таганрог, Россия; 347900, Россия, Таганрог, ул. Петровская, д. 45; Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) РГЭУ «РИНХ», Таганрог, Россия; 347900, Россия, Таганрог, ул. Инициативная, д. 48; Klein44@yandex.ru
Актуальность исследования состоит в необходимости рассмотрения важных социокультурных изменений, происходящих в современном обществе, и оценке степени их влияния на поведение человека. Одной из основных доминант современности является процесс финансиализации всех ключевых сфер жизни человека, что способствует формированию человека нового типа – «homo economicus». Причем первостепенным компонентом реализации этой модели выступает механизм кредитных (долговых) отношений.
Цель представленной статьи – описание социокультурного явления «финансиализация», которое рассматривается в качестве финансового дискурса, задающего современное прочтение кредитного (долгового) поведения, как для индивидуального субъекта, так и общества в целом.
Методом исследования стал теоретический анализ концепций и подходов, раскрывающих сущность процесса финансиализации как основополагающего процесса становления современной антропокультуры (R. Martin, L. Pellandini-Simaniy, D. Harvey, D. Fridman, М. Lazzarato). При анализе литературы были выделены основные подходы к описанию уровней внедрения процесса финансиализации в повседневную жизнь. Было установлено, что понятие «кредитное поведение» вышло за пределы сугубо экономической сферы и имеет сегодня значительное социально-психологическое наполнение культурными практиками и политическим дискурсом управляющих элит. Первый широкий уровень финансиализации – уровень, формирующий основу культурной повседневности и современного менталитета. Следующий – уровень практической деятельности банковских систем, их сращивание с современными цифровыми технологиями, транслирующими идею о важности персональной активности в сфере финансовых операций, необходимости участия в кредитных отношениях отдельных домохозяйств (семей). Последний уровень воздействия – личностный, позволяющий оценить, как меняются ценностно-смысловые установки, мотивы и потребности человека, включенного в систему кредитных (долговых) обязательств. Кредитное поведение становится важным инструментом регулирования чувства внутренней свободы и стратегий саморазвития личности, рассматривается современным человеком как необходимое условие социального становления и личного благополучия.
Ключевые слова: финансиализация, кредитный нарратив, создание потребностей, долг как сублимированный объект, «homo economicus»
Для цитирования: Синчук, М.А., Казанцева, Е.В. Социально-психологические аспекты финансиализации как модели исследования природы кредитного (долгового) поведения // Новые психологические исследования. 2025. № 4. С. 37–56. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_04_02
Ключевые слова: Ключевые слова: финансиализация кредитный нарратив создание потребностей долг как сублимированный объект «homo economicus»
Поступила в редакцию: 22 декабря 2025
Дата публикации: 22 декабря 2025 г