Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Полева Н.С., Юрченко Н.И. Особенности психологического развития поколений Z и Альфа

Наталья С. Полева, кандидат психологических наук, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт), Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Московский институт психоанализа, Москва, Россия; 121170, Россия, Москва, Кутузовский пр., д. 34, стр. 14; npoleva@mail.ru
Наталья И. Юрченко, магистр психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт) Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; yurchenko_natalya@icloud.com

Актуальность нашего исследования обусловлена возрастающим влиянием цифровых технологий на когнитивное и личностное развитие подрастающих поколений. Дифференциация этого воздействия и специфика цифровой социализации, меняющейся со временем, определяет значение исследования закономерностей и феноменологии психологического развития представителей двух цифровых поколений Z и Альфа. 

Целью исследования является сравнительный анализ особенностей когнитивной и личностной сферы поколений Z и Альфа.

В работе проводился теоретико-методологический анализ источников по изучаемой проблеме, а также использовался диагностический инструментарий, направленный на исследование когнитивной (Прогрессивные матрицы Равена) и личностной («Успешный человек», «Сила ЭГО» и «Структура социальной идентичности») сферы детей и подростов. 

Выборку исследования составили 155 респондентов – представителей цифровых поколений Z и Альфа, которые были распределены на две группы. Первая группа– школьники (поколение Альфа), 61 человек (11–15 лет). Вторая группа – представители поколения Z, 94 студента (17–22 лет) – была разделена на две подгруппы – 52 студента колледжа (17–20 лет) и 42 студента вуза (19–22 года).

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что первая группа часто связывает успех с материальными ценностями, в то время как вторая отличается более глубокими личностными предпочтениями и мотивами такими, как самореализация и социальная включенность. Поколение Z демонстрирует более высокую степень самоосознания и целеустремленности, что отражается на содержании их идентичности и ведущих ценностях. У студентов наблюдается более высокий уровень интеллектуального развития и когнитивной гибкости.

Результаты исследования показывают, что поколение Альфа находится на стадии формирования личностной, социальной и когнитивной зрелости и обладает менее устойчивой структурой идентичности и изменчивыми эталонами идентификации, ориентированными прежде всего на близкое окружение. Поколение Z, особенно студенты вузов, демонстрирует более структурированное и стабильное содержание идентичности, абстрактное мышление и ориентацию на личностные ценности. Различия между поколениями обусловлены возрастом, уровнем образования и цифровым пространством, влияющим на их социализацию и когнитивное развитие.

 

Ключевые слова: поколения Z и Альфа, цифровые поколения, когнитивное и личностное развитие, мышление, интеллект, идентичность

 

Для цитирования: Полева, Н.С., Юрченко, Н.И. Особенности психологического развития поколений Z и Альфа // Новые психологические исследования. 2025. № 3. С. 126–147. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_03_06

 

Благодарность

Статья выполнена в рамках госзадания FNRE-2024-0016 «Психологические эффекты цифровизации образовательной среды: возможности когнитивного и личностного развития и риски социализации».

 

Ключевые слова: поколения Z и Альфа цифровые поколения когнитивное и личностное развитие мышление интеллект идентичность

Поступила в редакцию: 08 октября 2025

Дата публикации: 08 октября 2025 г

Скачать статью