Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Хашутогова У.П., Березнер Т.А., Поддьяков А.Н. Цифровой театр абсурда: могут ли нейросети поставить новую научную проблему перед психологией? Кейс-сравнение ChatGPT и DeepSeek

Ульяна П. Хашутогова, стажер-исследователь, НУЛ когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; ukhashutogova@hse.ru
Тимофей А. Березнер, младший научный сотрудник, НУЛ когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; tberezner@hse.ru
Александр Н. Поддьяков, доктор психологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; apoddiakov@hse.ru

Бурное развитие технологий искусственного интеллекта не может оставить в стороне исследователей-психологов. Хотя нейросети начинают использоваться почти во всех сферах человеческой деятельности, остаются неясными границы их применимости, насколько создаваемый ими контент является действительно новым и вместе с тем полезным пользователю. Сторонники нейросетей заявляют о необходимости их тотального внедрения, скептики же подвергают серьезному сомнению почти все компетенции нейросетей. 

В данной статье описывается кейс-стади двух популярных нейросетевых моделей: ChatGPT и DeepSeek. Моделям предлагалось придумать принципиально новую научную проблему в области психологии, а затем оценивать креативность ответов друг друга. Мы предполагаем, что именно конструирование научных проблем как один из видов создания проблем и сложностей может быть одним из новых и надежных способов проверки креативности субъекта. В предыдущих исследованиях было показано, что нейросетевые модели уже успешно справляются с некоторыми тестами на креативность, превосходя результаты людей. Между тем, единой и надежной методологии оценки креативности нейросетей еще не выработано. Ранее была сформулирована компликологическая концепция, согласно которой создание трудностей и проблемных ситуаций является не просто важной в диагностическом и дидактическом смысле, но и представляет собой проявление творческого потенциала человека. Проверка креативности нейросетевых моделей нами осуществлялась в соответствии с данной концепцией. Вначале модели должны были сформулировать новую научную проблему в психологии, а затем оценить ответы друг друга. 

В ходе коммуникации с ними было обнаружено, что модели не просто способны к созданию принципиально новых проблем, научному их обоснованию и даже предложению вариантов их решения, но и к «саморефлексии», к выявлению сильных и слабых сторон собственных ответов, критической оценке и даже порождению метафорических сравнений. Одной из наиболее ярких метафор, самопроизвольно порожденных нейросетями в ходе нашего исследования, стала метафора «цифрового театра абсурда», которой мы озаглавили данную статью. 

Проведенное нами кейс-стади позволяет рассмотреть креативность и саморефлексию нейросетей и может стать основой для методологии будущих исследований в этой области. Задание системе искусственного интеллекта задачи «Поставь совершенно новую научную проблему (в области…)», возможно, является одним из наименее устаревающих тестов развивающихся возможностей искусственного интеллекта – в отличие от постановки более конкретных задач. Это достаточно универсальный тест в самых разных научных областях.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросети, LLM, креативность, оценка креативности, создание проблем, научная проблема в психологии

 

Для цитирования: Хашутогова, У.П., Березнер, Т.А., Поддьяков А.Н. Цифровой театр абсурда: могут ли нейросети поставить новую научную проблему перед психологией? Кейс-сравнение ChatGPT и DeepSeek // Новые психологические исследования. 2025. № 3. С. 100–125. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_03_05

 

Благодарность
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2025 году. Авторы благодарят департамент психологии НИУ ВШЭ за возможность реализации дисциплины «Психология мышления», учебное задание по которой стало отправной точкой для создания данной научной статьи.
 

 

Ключевые слова: искусственный интеллект нейросети LLM креативность оценка креативности создание проблем научная проблема в психологии

Поступила в редакцию: 08 октября 2025

Дата публикации: 08 октября 2025 г

Скачать статью