Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Катцова А.П. Особенности профессионального выгорания и личностные ресурсы его преодоления у педагогов, работающих с длительно тяжелобольными детьми

Анастасия П. Катцова, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, улица Сретенка, д. 29; anastasia.kattsova@gmail.com

В связи со стремительным развитием госпитальной педагогики в Российской Федерации, с учетом особенностей условий труда в школах при медицинских стационарах и недостаточной изученностью проблемы профессионального выгорания педагогов данной категории актуализируется вопрос об исследовании особенностей профессионального выгорания педагогов, работающих с длительно тяжелобольными детьми. 

Целью нашей работы является выявление особенностей профессионального выгорания педагогов госпитальных школ, личностных особенностей данной категории педагогов для определения внутренних факторов профессионального выгорания и внутренних ресурсов преодоления выгорания. 

В нашем научном исследовании использовались следующие методики: опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач (Maslach Burnout Inventory, российская адаптация Н.Е. Водопьяновой), методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, расчет коэффициента профессионального выгорания В.И. Евдокимова, многофакторный личностный опросник FPI (Freiburg Personality Inventory), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, методика «Смысло-жизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, стратегии преодоления стрессовых ситуаций «SACS» (Strategic Approach to Coping Scale, русскоязычная версия Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой), опросник «Преодоление трудных жизненных ситуаций» SVF120 (Stressverarbeitungsfragebogen, русскоязычная версия Н.Е. Водопьяновой). Для обработки полученных данных применялся корреляционный анализ и анализ средних.

В исследовании участвовали 253 педагога, работающих с длительно тяжелобольными детьми в госпитальных школах. 

В данной статье описано исследование, посвященное выявлению особенностей профессионального выгорания педагогов госпитальных школ, внутренних факторов возникновения профессионального выгорания и внутренних ресурсов преодоления выгорания. Также описаны внешние факторы возникновения профессионального выгорания. Полученные данные свидетельствуют о наличии статистически значимых корреляций между уровнем выгорания и такими личностными характеристиками, как эмоциональная лабильность, раздражительность, депрессивность, замкнутость, беспомощность и склонность к избеганию проблем. Установлены также положительные стратегии преодоления выгорания: самоодобрение, позитивная самомотивация, контроль над ситуацией. Педагоги с более высоким уровнем выгорания демонстрируют выраженные симптомы эмоционального истощения, деперсонализации и сниженной резистентности. Подобранный арсенал диагностических методик и полученные результаты могут быть использованы как инструмент отбора и психологического сопровождения педагогов данной категории. 

Выводы: Данные результаты подчеркивают важность индивидуального подхода к профилактике профессионального выгорания среди госпитальных педагогов. Выявленные корреляции позволяют не только описать риски выгорания, но и определить ключевые направления психологической поддержки и профессионального развития специалистов, работающих в условиях повышенной эмоциональной нагрузки.

 

Ключевые слова: профессиональное выгорание, внешние факторы возникновения профессионального выгорания, внутренние факторы возникновения профессионального выгорания, госпитальная школа, профилактика профессионального выгорания, ресурсы преодоления профессионального выгорания

 

Для цитирования: Катцова, А.П. Особенности профессионального выгорания и личностные ресурсы его преодоления у педагогов, работающих с длительно тяжелобольными детьми // Новые психологические исследования. 2025. № 3. С. 203–220. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_03_10

 

Ключевые слова: профессиональное выгорание внешние факторы возникновения профессионального выгорания внутренние факторы возникновения профессионального выгорания госпитальная школа профилактика профессионального выгорания ресурсы преодоления профессионального выгорания

Поступила в редакцию: 08 октября 2025

Дата публикации: 08 октября 2025 г

Скачать статью