Киселева М.Г., Котельникова А.В., Кушу З.Р., Сыркин Л.Д. Психологические последствия врожденного порока сердца у детей старшего дошкольного возраста: состояние проблемы
Мария Г. Киселева, доктор психологических наук, директор института психолого-социальной работы, профессор кафедры педагогики и медицинской психологии, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия; 119991 Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; kiseleva_m_g@staff.sechenov.ru
Анастасия В. Котельникова, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия; 119991 Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; kotelnikova_a_v@staff.sechenov.ru
Зарина Р. Кушу, аспирант кафедры педагогики и медицинской психологии, ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия; 119991 Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; zarina.kushu.99@mail.ru
Леонид Д. Сыркин, доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия; 119991 Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; syrkinld@mail.ru
Статья посвящена обзору существующих исследований и взглядов относительно проблем когнитивного и эмоционального функционирования у детей старшего дошкольного возраста с врожденными пороками сердца. Актуальность постановки проблемы обусловлена имеющимся разрывом между неуклонным возрастанием интереса профессионального сообщества к повышению качества жизни детей старшего дошкольного возраста с врожденными пороками сердца и отсутствием достаточного количества научно-практических разработок, касающихся психологических последствий заболевания.
В обзоре представлен теоретический анализ с целью систематизации факторов, определяющих развитие ребенка с врожденным пороком сердца в старшем дошкольном возрасте, и определения их влияния на развивающиеся на фоне хронического заболевания когнитивные и эмоциональные нарушения.
Используются методы теоретического анализа существующих исследований по рассматриваемой проблеме, позволяющие уточнить и систематизировать накопленные в отечественной и зарубежной литературе факты относительно механизмов и типологии когнитивных и эмоциональных нарушений, возникающих у дошкольников с врожденными пороками сердца.
Выявлено, что состояние когнитивной и эмоциональной сфер дошкольника с врожденным пороком сердца зависит от таких факторов, как тип порока, особенности образа жизни, возникающие из-за ограничений, связанных с заболеванием, а также качества взаимодействия с близкими, отношения родителей и самого ребенка к болезни. Со стороны когнитивной сферы отмечается снижение общего уровня интеллекта и нарушение управляющих функций, в частности внимания и памяти; эмоциональная сфера характеризуется тревогой и депрессией, ассоциирующимися с родительским состоянием и спецификой детско-родительских отношений. Особая социальная ситуация развития у детей с врожденными пороками сердца и ограничение представленности в жизни ребенка такого важного института, как детский сад, вероятно, выступают в качестве еще одного негативного фактора в структуре развития когнитивных и эмоциональных нарушений.
Ключевые слова: врожденные пороки сердца, дети дошкольного возраста, социальная ситуация развития, стиль родительского воспитания, когнитивная сфера, управляющие функции, интеллектуальное развитие, эмоциональная сфера
Для цитирования: Киселева М.Г., Котельникова А.В., Кушу З.Р., Сыркин Л.Д. Психологические последствия врожденного порока сердца у детей старшего дошкольного возраста: состояние проблемы // Новые психологические исследования. 2025. № 3. С. 221–241. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_03_11
Ключевые слова: врожденные пороки сердца дети дошкольного возраста социальная ситуация развития стиль родительского воспитания когнитивная сфера управляющие функции интеллектуальное развитие эмоциональная сфера
Поступила в редакцию: 08 октября 2025
Дата публикации: 08 октября 2025 г