Гребенникова О.В. Психологические аспекты социализации подростков, обучающихся офф- и онлайн
Ольга В. Гребенникова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт), Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр.4; grebennikova577@mail.ru
Цифровизация образовательной среды в современном обществе приводит к тому, что все больше подростков обучаются онлайн и их социализация, в отличие от подростков, которые обучаются оффлайн, может проходить по-разному. Самоконтроль общения, осознанность и толерантность к неопределенности мы будем рассматривать в качестве показателей социализации, так как они наиболее точно представляют современное транзитивное общество, где живет подросток.
Поэтому целью настоящего исследования стало изучение именно самоконтроля общения, уровня осознанности и толерантности к неопределенности как показателей социализации подростков, обучающихся офф- и онлайн.
В качестве эмпирических методов были использованы: методика диагностики оценки самоконтроля общения М. Снайдера; тест на уровень осознанности; новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи программы SPSS 26, с применением непараметрического U-критерия Манна-Уитни и коэффициента r корреляции Пирсона. В исследовании приняли участие 95 респондентов (n = 95) в возрасте от 14 до 16 лет, из них 50 человек обучаются в школах г. Москвы, и 45 человек находятся на семейном обучении (онлайн).
Результаты показали, что подростки, обучающиеся оффлайн, не всегда себя контролируют и проявляют осознанность, а также могут испытывать трудности в принятии неопределенности, вариативны в межличностных отношениях. Подростки, обучающиеся онлайн, более устойчивы в поведении, их поступки более осознанны, толерантны к неопределенности, вариативны в межличностных отношениях с другими людьми.
Таким образом, исследование подтверждает, чтов процессе социализации формат обучения влияет на самоконтроль в общении, осознанность и толерантность к неопределенности у подростков. Межличностная интолерантность к неопределенности не обусловлена офф- и онлайн-обучением. Для всех подростков (в зависимости от ситуации) значима устойчивость и статичность, динамичность и толерантность в отношениях с другими людьми.
Ключевые слова: социализация, подростки, цифровая повседневность, общение, осознанность, толерантность, неопределенность, оффлайн-, онлайн-обучение
Для цитирования: Гребенникова, О.В. Психологические аспекты социализации подростков, обучающихся офф- и онлайн // Новые психологические исследования. 2024. № 4. С. 113-131. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_04_05
Благодарность
Статья выполнена в рамках госзадания FIRE-2024-0016 «Психологические эффекты цифровизации образовательной среды: возможности когнитивного и личностного развития и риски социализации».
Ключевые слова: социализация подростки цифровая повседневность общение осознанность толерантность неопределенность оффлайн- онлайн-обучение
Поступила в редакцию: 08 декабря 2024
Дата публикации: 08 декабря 2024 г