Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Федунина Н.Ю., Гильдеева Л.Н., Говорова Н.В. Психологические аспекты инклюзии в школе

Наталия Ю. Федунина , кандидат психологических наук, Центр спортивных технологий и подготовки спортивных команд Москомспорта, Москва, Россия; 129272, Россия, Москва, ул. Советской Армии, д. 6; Natalia_fedunina@mail.ru
Людмила Н. Гильдеева , учитель начальных классов, ГБОУ школа №1540 г. Москвы, Москва, Россия; 127055, Россия, Москва, ул. Новослободская, д. 38 стр. 1; ludmilagildeeva@gmail.com
Наталья В. Говорова , магистр по направлению "психолого-педагогическое образование", тьютор, ГБОУ школа №1540 г. Москвы, Москва, Россия; 127055, Россия, Москва, ул. Новослободская, д.38 стр.1; Govorova_nv@list.ru

В статье на материале кейса десятилетнего мальчика с синдромом дефицита внимания рассматривается ряд психологических аспектов инклюзивного процесса в школе. Инклюзия требует многоплановой трансформации школьного пространства и является вызовом для школы сегодня. В статье она рассматривается не только как процесс вовлечения ребенка с особенностями развития в обучение в массовой школе, но и как система, направленная на усиления межличностных и внутриличностных связей. 

Такая работа реализуется во многом благодаря формированию рабочей команды, состоящей из всех членов образовательного процесса: учителя, тьютора, психолога, родителей, ребенка. Это со-трудничество способствует пониманию и учету состояний ребенка, его возможностей и дефицитов и воплощается в поиске конкретных педагогических интервенций в рамках большого класса, создавая питающую среду для укрепления не только внешних, но и внутренних связей, тем самым способствуя инклюзии де факто, когда ребенок чувствует себя включенным в сложную систему связей. 

Обсуждаются также аспекты контр-переноса учителя, сталкивающегося не только с методическими задачами, но и с необходимостью контейнирования и обращения с сильными примитивными аффективными состояниями. Рассматриваются процессы проективной идентификации ребенком чувств беспомощности, неэффективности, злости и др. острых переживаний и их воздействие на учителя. 

В рамках системной работы инклюзивной команды учителя, тьютора, психолога и родителей описывается применение различных интервенций, включая психообразование, АБА техники, психоаналитические идеи для понимания внутренних состояний, приемы самоорганизации и саморегуляции и пр., осуществляющееся как в контексте школы, так и дома.

 

Ключевые слова: инклюзия, школа, СДВГ

 

Для цитирования: Федунина, Н.Ю., Гильдеева, Л.Н., Говорова, Н.В. Психологические аспекты инклюзии в школе // Новые психологические исследования. 2024. №3. С. 198–219. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_03_09

 

Благодарность

Мы благодарим Клеопатру Атанассиу-Попеско и Джинн Маганью за внимательное прочтение и помощь в работе над статьей.

 

Ключевые слова: инклюзия школа СДВГ

Поступила в редакцию: 07 октября 2024

Дата публикации: 07 октября 2024 г

Скачать статью