Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Шестова М.А., Перфильева Н.В. Эстетический опыт искусства новых медиа у молодежи: вклад личностных черт, иммерсивности и интерактивности

Мария А. Шестова , кандидат психологических наук, доцент, Московский институт психоанализа, Москва, Россия; 121170, Кутузовский проспект д. 34, стр. 14; shestova-ma@inpsycho.ru
Надежда В. Перфильева , студентка 1 курса магистратуры, Московский институт психоанализа, Москва, Россия; 121170, Кутузовский проспект д. 34, стр. 14; nadia.perfiliva@gmail.com

Исследование вклада интерактивности и иммерсивности экспозиции, создающихся при помощи мультимедийных технологий, в эстетический опыт (ЭО) представляет особый интерес ввиду нарастающей цифровизации сферы искусства и предпочтения молодежью искусства новых медиа. Отсутствие комплексных исследований вклада личностных черт в ЭО и исследований ЭО как показателя эффективности работы музея – задает актуальность работы.

Цель: с опорой на разработанную нами когнитивно-личностную модель ЭО выявить вклад личностных черт, интерактивности и иммерсивности в ЭО, приобретаемый молодежью в процессе посещения Еврейского музея при соприкосновении с искусством новых медиа, и соотнести полученный ЭО с причинами последующего возвращения посетителей в его залы (показателем эффективности работы музея). 

В исследовании применялись экспериментальный метод, методы структурного моделирования и структурированного интервью. Выборка: 70 студентов Московского института психоанализа, из них 59 женщин и 11 мужчин в возрасте от 18 до 30 лет (М = 20,7; SD = 2,4). Методики: Опросник эстетических суждений, Шкала эстетических эмоций, Экспресс-опросник «Индекс толерантности», Опросник когнитивной и аффективной эмпатии. 

Результаты экспериментов показали, что в условии интерактивности эстетические эмоции, вызываемые развлечениями, усиливаются. Медиаторный анализ показал, что в соответствии с предсказаниями когнитивно-личностной модели эстетические суждения (валентность, симпатия, интерес) являются медиаторами между личностными чертами (этнической толерантностью, отзеркаливанием эмоций) и эстетическими эмоциями (прототипическими, эпистемическими, грусти и оживления). Результаты качественного анализа продемонстрировали, что иммерсивность влияет на смысловой компонент ЭО. Причины возвращения в музей (желание узнать больше об истории и культуре еврейского народа) связаны с полученным эстетическим опытом (суждениями о симпатии и эстетическими эмоциями ностальгии и расслабления). 

Выводы: интерактивность и иммерсивность вносят вклад в ЭО; верифицирована когнитивно-личностная модель ЭО; ЭО может быть рассмотрен как один из показателей эффективности музея. 

 

Ключевые слова: психология новых медиа, эстетический опыт, эстетические эмоции, эстетические суждения, интерактивность, иммерсивность, личностные черты, эмпатия, этническая толерантность, музей, оценка эффективности

 

Для цитирования: Шестова, М.А., Перфильева, Н.В. Эстетический опыт искусства новых медиа у молодежи: вклад личностных черт, иммерсивности и интерактивности // Новые психологические исследования. 2024. № 3. С. 165–197. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_03_08

 

Благодарность

Выражаем признательность и благодарность Анне Владимировне Макарчук – директору Центра толерантности – за возможность провести исследование в Еврейском музее. 

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-78-00127, https://rscf.ru/project/24-78-00127/, «Эстетический опыт искусства новых медиа как фактор развития эмоционально-личностной сферы подростка».

 

Ключевые слова: психология новых медиа эстетический опыт эстетические эмоции эстетические суждения интерактивность иммерсивность личностные черты эмпатия этническая толерантность музей оценка эффективности

Поступила в редакцию: 07 октября 2024

Дата публикации: 07 октября 2024 г

Скачать статью