Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Грудинин В.А. Связь особенностей «Троянского обучения» с коэффициентом интеллекта и личностными чертами

Всеволод А. Грудинин , аспирант, преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; vgrudinin@hse.ru

В статье излагаются результаты эмпирического исследования особенностей «троянского обучения» и описывается их связь с коэффициентом интеллекта и личностными чертами. В качестве основного показателя для количественного анализа особенностей троянского обучения были взяты стратегии «троянского обучения». Актуальность исследования заключается как в возможностях теоретического обогащения существующих моделей «троянского обучения», так и в более прикладном аспекте – в сфере образования и управления персоналом. Теоретическое дополнение состоит в возможности включения ряда дополнительных переменных (отрицательная связь с высоким IQ, доброжелательность и добросовестность), непосредственно связанных с выбором количества стратегий, и в дальнейшей разработке способов проверки успешности «троянского обучения». В роли важного прикладного аспекта выступает создание диагностического инструментария, который мог бы выступать дополнительным способом обнаружения склонности человека к созданию условий для «троянского обучения».

Целью исследования выступает изучение характерных черт «троянского обучения» и их связи с коэффициентом интеллекта и личностными особенностями: а) выраженностью познавательной потребности (Need for Cognitive); б) темной тетрадой (Dark Tetrad); в) 6-факторной моделью черт личности «HEXACO». 

В процессе сбора данных использовались следующие психодиагностические методы: «Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена»; «Шкалы потребности в познании»; «Темная тетрада»; Internet Gaming Disorder. В экспериментальной части исследования для сбора данных применялся конструктор в видеоигровой среде «TrackMania Nations Forever». Для анализа полученных данных использовались качественные (анализ продуктов деятельности) и количественные методы (описательные статистики, тест проверки нормальности распределения Шапиро-Уилк; корреляционный анализ Спирмена). Выборку исследования составляют 36 человек (16 женщин и 20 мужчин). Средний возраст – 20 лет. 

В результате исследования была установлена отрицательная связь коэффициента интеллекта и количества используемых стратегий «троянского обучения». Также обнаружена положительная связь «добросовестности» и коэффициента интеллекта и отрицательная связь «доброжелательности» и коэффициента интеллекта. 

Выдвигается несколько возможных интерпретацией полученных результатов, каждая из которых требует дополнительного исследования. Обозначаются перспективы дальнейших исследований в области «троянского обучения», а также предлагается способ оценки успешности троянского обучения.

 

Ключевые слова: «троянское обучение», коэффициент интеллекта, познавательные потребности, темная тетрада, HEXACO

 

Для цитирования: Грудинин, В.А. Связь особенностей «Троянского обучения» с коэффициентом интеллекта и личностными чертами // Новые психологические исследования. 2024. № 3. С. 220–240. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_03_10

 

Ключевые слова: «троянское обучение» коэффициент интеллекта познавательные потребности темная тетрада HEXACO

Поступила в редакцию: 07 октября 2024

Дата публикации: 07 октября 2024 г

Скачать статью