Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Шипкова К.М. Сравнительный анализ восстановления речи у больных с акустико-мнестической афазией в моделированной музыкообогащенной среде и при традиционной речевой терапии

Каринэ М. Шипкова, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России, Москва, Россия; 119034, Россия, Москва, Кропоткинский пер., д. 23; доцент, Московский институт психоанализа, Москва, Россия; 121170, Россия, Москва, Кутузовский пр., д. 34, стр. 14; karina.shipkova@gmail.com

Афазия является одним из наиболее часто встречающихся когнитивных нарушений, и только в небольшом проценте случаев достигается полное восстановление речи. Поэтому разработка научно-обоснованных подходов к восстановлению речевой функции представляет собой актуальное направление нейропсихологических исследований. Цель исследования ‒ сравнительная оценка динамики восстановления количественных и качественных показателей речи у больных с акустико-мнестической афазией в моделированной музыкообогащенной среде и при традиционном нейропсихолого-педагогическом подходе к речевой реабилитации. Методы. Выборка включала 40 больных-правшей со средней и легкой степенью выраженности акустико-мнестической афазии: основная группа ‒ 14 человек (средний возраст 54,71 ± 6,88 лет), контрольная группа ‒ 26 человек (средний возраст 55,12 ± 6,74 лет). Давность афазии составила в основной группе 14,00 ± 6,46 мес., в контрольной группе ‒ 14,54 ± 7,54 мес. Основная группа проходила курс восстановления речи в моделированной музыкообогащенной среде (15 сессий в течение 5 недель), который дополнялся курсом традиционной речевой терапии. Контрольная группа проходила курс традиционной речевой терапии. Диагностика речи проводилась по схеме «test-retest» через 5 недель после 1 замера. В диагностический блок входили: методика оценки речи при афазии, оценка скорости устной речи, свободные ассоциации, методика дихотического прослушивания. Результаты. Музыкообогащенная среда, как и традиционная терапия, не влияла на изменение профиля слухоречевой асимметрии. При обоих подходах к терапии улучшалась импрессивная и экспрессивная речь на уровне слова, фразы, текста. Однако в основной группе выявился более выраженный темп регресса нарушений (от средней к легкой степени), чем в контрольной группе.

 

Ключевые слова: афазия, восстановление речи, музыкообогащенная среда, акустико-мнестическая афазия

 

Для цитирования: Шипкова, К.М. Сравнительный анализ восстановления речи у больных с акустико-мнестической афазией в моделированной музыкообогащенной среде и при традиционной речевой терапии // Новые психологические исследования. 2024. № 2. С. 82–99. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_02_04

 

Ключевые слова: афазия восстановление речи музыкообогащенная среда акустико-мнестическая афазия

Поступила в редакцию: 18 июня 2024

Дата публикации: 18 июня 2024 г

Скачать статью