Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Пастернак Н.А. Индивидуальные различия, связанные с развитием способности действовать «в уме»

Нина А. Пастернак, кандидат психологических наук, доцент, Школа антропологии будущего РАНХиГС, Москва, Россия; 119571, Россия, Москва, пр-т Вернадского, д. 82; Российский университет медицины, Москва, Россия; 127473, Россия, Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр.1; nina.pasternak@yandex.ru

Исследование проводилось как попытка реализации идеи Д.В. Ушакова о построении типологии, где будут отражены как трудности, так и преимущества развития личности, связанные с сформированностью способности действовать «в уме», изучение которой было начато в отечественной психологии Я.А. Пономаревым. Обобщены уже существующие работы по данной проблематике, проведено новое эмпирическое исследование. Задачами работы стала эмпирическая проверка теоретического представления Я.А. Пономарева о том, что основой развития рационального мышления является рассматриваемая способность, и получение новых данных о ее связи с другими особенностями личности. В исследовании приняли участие 80 студентов московских вузов: у каждого диагностировался уровень развития способности действовать «в уме», и все студенты оценили уровень развития своего интуитивного и рационального мышления, особенности эмоционального интеллекта, используемые стратегии поведения в ситуации стресса, степень выраженности когнитивной и аффективной эмпатии. Было установлено, что существует зависимость между уровнем развития рассматриваемой способности и уровнем развития рационального мышления: испытуемые с низким уровнем развития способности действовать «в уме» значительно чаще оценивают свой уровень рационального мышления как низкий или средний; с высоким уровнем развития способности действовать «в уме» – как средний или высокий. Также показано, что существует зависимость между уровнем развития способности действовать «в уме» и использованием совладающих стратегий поведения – самоконтроля, поиска социальной поддержки и «бегства, избегания». Данный факт связывается с возможностью выделения предпочитаемой стратегии поведения в трудной жизненной ситуации при достаточно развитой способности действовать «в уме». Экспериментальные данные подтверждают, что при низком уровне развития способности действовать «в уме» значительно чаще происходит отнесение себя к группе лиц с высокой выраженностью аффективной эмпатии. Данный факт объясняется феноменом познавательного эгоцентризма и развитием в этой связи компенсаторной способности к аффективной эмпатии. Зависимостей между рассматриваемой способностью и особенностями эмоционального интеллекта обнаружено не было. Подчеркивается, что данное направление работы связано с теоретическими и экспериментальными трудами отечественной психологической школы и не имеет аналогов среди западных исследований. Предполагается, что учет особенностей личности, связанных с развитием способности действовать «в уме», поможет старшему подростку в процессе самоопределения, будет способствовать актуализации его личностного ресурса при овладении собственным поведением в сложной жизненной ситуации. 

 

Ключевые слова: способность действовать «в уме», типология личности, произвольность, стиль мышления, самоопределение 

 

Для цитирования: Пастернак, Н.А. Индивидуальные различия, связанные с развитием способности действовать «в уме» // Новые психологические исследования. 2024. № 2. С. 100–111. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_02_05

 

Ключевые слова: способность действовать «в уме» типология личности произвольность стиль мышления самоопределение

Поступила в редакцию: 18 июня 2024

Дата публикации: 18 июня 2024 г

Скачать статью