Селиоти К. Роль внеклассной деятельности в успеваемости и субъективном благополучии в школе
Каллиопи Селиоти , аспирант, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 1; ORCID: 0009-0000-5715-720X; selioti.kalliopi@protonmail.com
Актуальность. Участие во внеклассной деятельности (ВКД) связано с положительными академическими результатами и улучшением благополучия детей и подростков школьного возраста. Понимание факторов, влияющих на взаимосвязь между участием в ВКД, академическими результатами и благополучием, может расширить преимущества этих видов деятельности для учащихся.
Цель, методы и респонденты. Целью данного поперечного исследования было изучение взаимосвязей между участием во внеучебной деятельности (ВУД), учебными достижениями и субъективным благополучием в школьной среде. В исследовании приняли участие 754 учащихся российских общеобразовательных школ и их родители. Школьники заполнили «Анкету субъективного благополучия в школе» и предоставили информацию о своем участии в различных видах деятельности. Кроме того, они сообщили об итоговых оценках за предыдущий учебный год по шести основным школьным предметам и ответили на вопросы демографического характера. Родители предоставили данные о семейной ситуации, а также о стратегиях и мотивации, связанных с участием в организованных формах деятельности.
Результаты. Академическая успеваемость и субъективное благополучие в школе демонстрировали положительную, хотя и слабую, корреляцию вне зависимости от участия школьников в ВУД. Также была выявлена положительная взаимосвязь между этими двумя теоретическими конструктами как среди учащихся из социально неблагополучных, так и из благополучных семей. В отношении учебных достижений было установлено, что социально неблагополучные учащиеся, принимающие участие в ВУД, показали значительно более высокие результаты по сравнению с их сверстниками, не участвующими ни в одной форме деятельности. Более того, учащиеся из социально благополучных семей, участвующие в ВУД, набрали значительно больше баллов, чем все остальные группы школьников (неучаствующие благополучные, участвующие неблагополучные, неучаствующие неблагополучные).
В дальнейшем планируется провести углубленный анализ, учитывающий особенности конкретных видов деятельности, структурные характеристики ВУД, а также индивидуальные особенности учащихся, с целью уточнения и расширения полученных предварительных результатов.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, академическая успеваемость, субъективное благополучие, школьное благополучие, дети из неблагополучных семей
Для цитирования: Селиоти, К. Роль внеклассной деятельности в успеваемости и субъективном благополучии в школе // Новые психологические исследования. 2025. № 4. С. 255–282. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_04_13
Благодарность
Публикация подготовлена в ходе проведения исследования, выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Ключевые слова: внеучебная деятельность академическая успеваемость субъективное благополучие школьное благополучие дети из неблагополучных семей
Поступила в редакцию: 22 декабря 2025
Дата публикации: 22 декабря 2025 г