Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Рыжов А.Л. Аффективные расстройства и творчество – гипотезы о взаимосвязи

Андрей Л. Рыжов, кандидат психол. наук, ст. науч. сотр., факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; andrey.ryzhov@gmail.com

В докладе на конференции «Новые вызовы цифрового общества: междисциплинарный подход» было рассмотрено современное состояние проблемы связи расстройств настроения и творчества, выделены аспекты ее изучения и гипотезы о характере связи. Если эмпирические исследования творческих лиц в основном поддерживают идеи о связи расстройств настроения и творческих достижений, то популяционные исследования гораздо более консервативны в своих выводах, указывая на сравнимую с нормой представленность творческих проявлений у лиц с аффективными расстройствами и на зависимость от тяжести заболевания (Andreasen, 2007). Д. Саймонтон резюмирует, что по мере движения от little-C, т.е. черты креативности в повседневной жизни, к Big-C, т.е. креативности больших достижений, связь творчества и патологии усиливается (Simonton, 2017). 

Гипотезы, объясняющие эту связь перспективно рассматривать, используя популярные 4P исследований творчества (Rhodes, 1961): Process, Person, Product и Press. С точки зрения первой «P», связь расстройств настроения и творчества чаще всего ищется в гипоманиакальных состояниях (Jamison, 1993). Кроме прямых аналогий в описаниях состояний творческого подъема, состояния потока и гипоманий, отмечается роль усиления динамических характеристик деятельности, общего повышения работоспособности и снижения потребности во сне. Более специфическими являются указания на роль снижения «латентного торможения», способствующего возникновению оригинальных идей. Менее однозначны, но более интересны благодаря своей неочевидности, данные о связи депрессивных состояний и творчества. Частично подкрепляемая экспериментальными исследованиями гипотеза связывает гипоманиакальность с начальными этапами творчества (этап «случайной генерации»), а депрессивность с поздними (этап «отбора») (Davis, 2009). Важным творческим механизмом может служить руминативный когнитивный стиль депрессивных пациентов, способствующий детальной проработке идей и образов, повышенной самокритике (Schubert et al., 2018). Также можно указать на роль образного мышления («правополушарная гипотеза»). Вторая «P» креативности относится к индивидуально-личностным чертам, способствующим творчеству. Здесь речь идет о том, что преморбидные особенности и опыт могут независимо от самого расстройства влиять на творческие способности. Так, есть предположение о том, что с творчеством может быть связан «циклоидный темперамент», в виде сочетания черт открытости опыту, поиска ощущений и экстраверсии (Strong et al., 2007). Точно так же личностные черты депрессивных лиц, в виде усидчивости, социальной изоляции, мнительности, ответственности могут способствовать набору необходимого опыта и формированию навыков даже в деятельности, сопряженной с ранними неудачами, что является необходимым для последующих высоких достижений. Важно учитывать и сам опыт самонаблюдения, преодоления депрессивных эпизодов, который становится материалом для творчества. Третья «P» относится к специфическим характеристикам творческого продукта, который можно определить как «депрессивное искусство». Еще К. Ясперс высказывал предположение о том, что креативность больше связана с маниакальными фазами, а с депрессивными – эстетическая чувствительность. Особые качества депрессивного творчества можно определить как реализм (физический или психологический), сужение временной перспективы, стремление к целостности и самодостаточности эстетического объекта, и двойственность (пост-амбивалентность) в изображении противоположных тенденций (добра и зла, любви и ненависти, щедрости и завистливости с состояниями, изображаемых с равной достоверностью и сочувствием). Во многом эстетическая привлекательность продуктов определяет и последний аспект рассмотрения – Пресс, или контекст, в котором «депрессивное» творчество приобретает особую привлекательность для профессиональной и непрофессиональной аудитории и завоевывает свое место в истории. Обращает на себя внимание, что наблюдаются отчетливые аналогии между психологическими теориями депрессивных состояний и концепциями эстетических переживаний (например, «психологическая дистанция» Э. Баллоу, понятие репарации в теории объектных отношений, теории подавления экспрессивного ответа, принцип «экономии усилий», теория «вчувствования» и эмпатии), обсуждение содержания которых не позволяет объем доклада. Наконец, не следует забывать, что контекст может определять связь аффективных расстройств и депрессии другим образом – через разочарования, неоправданные ожидания и стрессы, связанные с творческой деятельностью, а так же злоупотребление алкоголем и другими ПАВ. 

 

Ключевые слова: аффективные расстройства, творчество, эстетическое восприятие

 

Для цитирования: Рыжов, А.Л. Аффективные расстройства и творчество – гипотезы о взаимосвязи // Новые психологические исследования. 2024. № 2. С. 212–216. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_02_12

 

Ключевые слова: аффективные расстройства творчество эстетическое восприятие

Поступила в редакцию: 18 июня 2024

Дата публикации: 18 июня 2024 г

Скачать статью