Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Баранова В.А. Место для подростка: потребности подростка и городская среда

Виктория А. Баранова, кандидат психологических наук, доцент, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр.9; bva06@mail.ru

В докладе на конференции «Новые вызовы цифрового общества: междисциплинарный подход» на секции «Цифровое общество – риски социальной психологии» были представлены результаты исследования средовых потребностей подростка. 

Среда современного мегаполиса сегодня развивается не только в соответствии с функционально-планировочными идеями архитекторов, но и в связи с системой потребностей людей, что отмечается не только психологами, но и самими архитекторами, строителями и дизайнерами. 

Психологическое понимание пространственного поведения касается специфики свойств физического пространства: того, что способствует или препятствует деятельности, общению, может быть связано с определенными реакциями, переживаниями, поведением (Савина, Баранова, 2020), подросток, для которого онлайн-среда абсолютно органична, живет в реальной пространственно-физической среде.

Окружающая среда «органично включена в жизнедеятельность человека и служит важным фактором регуляции его поведения» (Андреева, 2005, с.206).

В данном исследовании психологический ракурс предполагает выявление комфортных общественных пространств для подростков, жизнедеятельность которых проходит в мегаполисе. Важно уточнить, что подростковый возраст является «особенным» возрастом в психологической науке, насыщенном физиологическими и психологическими новообразованиями (Психология развития, 2001).

Цель доклада – показать результаты исследования изучения средовых потребностей подростков – жителей мегаполиса (г. Москва).

Осенью 2023 года в целях этого исследования в рамках фестиваля «Открытый город» – проекта Москомархитектуры по теме «Реформация социальных институтов» совместно с архбюро MAParchitects были проведены фокус-группы с подростками средних (12–13 лет, = 7) и старших классов (15–17 лет, = 7). Содержание работы фокус-групп (топик-гайд, процедуры) было создано на основании предварительного опроса подростков московских школ (N ~200) об отношении к городскому пространству, его функционалу, возможностям удовлетворения потребностей подростков. В ходе фокус-групп подростки рисовали любимые места в городе, составляли рейтинг предъявленных на цветных изображениях (А-4) общественных пространств, сконструированных архитекторами, поясняли свои рисунки и выборы. Анализ рисунков и сопровождающих объяснений позволил выявить и уточнить потребности подростка и категоризировать «места для подростков» в мегаполисе. 

Старшие подростки демонстрируют потребности в активности (выбираются площадки для физической активности, спортивные площадки), в познании и развитии, (отдают предпочтение площадкам с необычным видовым раскрытием и объектам сложной визуальной среды). Ярко проявляются потребности в уединении и в приватности (выбираются приватные зоны даже в случае большой компании). Потребность в общении остается значимой (привлекают пространства, где можно собраться компанией и провести вечер, посмотреть кино, послушать музыку, поучаствовать в тематическом мастер-классе). Выявлена потребность подростков в присвоении пространства, что проявляется в реконструкции пространства под «себя».

У младших подростков отчетливо выявлены потребность в общении – их привлекают пространства, где можно собраться компанией, пообщаться с друзьями, погулять, подышать воздухом и потребность в безопасности – они отмечают и комментируют травмоопасные места и объекты. Потребности в познании и развитии выражены через выбор мест с красивыми и необычными видами (набережные, мосты). Подростки ценят в пространственно-физических объектах созидательную и эстетическую составляющую – им необходимо любоваться природой, красивыми видами, важна для них и функциональная характеристика, за счет которой не будет скучно (разные «лазалки», места сидения, разные точки наблюдения и тп.). Отчетливо наблюдается потребность в приватности и потребность в присвоении пространства (реконструкции пространства под «себя»).

По результатам исследования можно сделать выводы о том, что городская среда мегаполиса, в целом, предоставляет подросткам возможности удовлетворения своих потребностей, – существует много пространств, которые отвечают их запросам. Однако, у подростков есть потребности, которые требуют перестраивания, изменения пространства, что может свидетельствовать о потребностях подростка в развитии и творчестве, но, главное, – в присвоении пространства, что является важной характеристикой процесса формирования средовой идентичности.

 

Ключевые слова: подростки, мегаполис, городское пространство, архитектурное пространство, потребности подростка, средовая идентичность

 

Для цитирования: Баранова, В.А. Место для подростка: потребности подростка и городская среда // Новые психологические исследования. 2024. № 2. С. 217-221. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_02_13

 

Ключевые слова: подростки мегаполис городское пространство архитектурное пространство потребности подростка средовая идентичность

Поступила в редакцию: 18 июня 2024

Дата публикации: 18 июня 2024 г

Скачать статью