Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Родина М.А., Блох М.Е. Особенности отношения матерей к своим детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Марьяна А. Родина, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9; m.rodina1999@gmail.com
Мария Е. Блох, кандидат медицинских наук, психотерапевт, ФГБНУ НИИАГиР им.Отта, Санкт-Петербург, Россия; 199034, Россия, Санкт-Петербург, Менделеевская лн., д. 3; доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9; blohme@list.ru

Актуальность исследования обусловлена как теоретической необходимостью углубления понимания механизмов формирования материнского отношения в условиях воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, так и его практической значимостью для разработки мер поддержки таких семей.

Цель исследования: изучение особенностей материнского отношения к детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Исследование проводилось на базе компенсирующего и общеобразовательных детских садов. В исследовании приняли участие 89 матерей: 45 матерей детей с интеллектуальными нарушениями, составляющих основную группу, и 44 матери типично развивающихся детей, включенных в группу сравнения. Средний возраст матерей 34,96 (SD = 6,34) лет, средний возраст детей – 4,87 (SD = 1,11) года. 

Методы исследования: социально-демографическая анкета, биографический опросник (В.А. Чикер), Шкала депрессии (А.Т. Бек); тест семантического дифференциала Ч. Осгуда с использованием определений «Я-мать» и «Мой ребенок»; тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); проверочный лист поведения детей, адаптированный для оценки родителем. 

В ходе исследования выявлены ключевые предикторы, влияющие на уровень принятия ребенка матерью. Установлено, что высокая внутренняя ресурсность матери, выраженная в силе Я, способствует более выраженному принятию ею ребенка. Напротив, повышенный уровень депрессии у матери снижает степень принятия, что подчеркивает значимость психоэмоционального состояния матери в формировании детско-родительских отношений. Социальная активность матери также положительно влияет на принятие. Кроме того, поведенческие особенности ребенка такие, как замкнутость и агрессия, оказывают негативное влияние на материнское принятие, что свидетельствует о взаимосвязи между эмоционально-поведенческими характеристиками ребенка и стилем родительского воспитания. 

Полученные результаты отражают комплексное влияние личностных, эмоциональных и социальных факторов, как со стороны матери, так и со стороны ребенка на формирование детско-родительских отношений.

 

Ключевые слова: материнское отношение, дети дошкольного возраста, интеллектуальные нарушения, задержка психического развития, умственная отсталость

 

Для цитирования: Родина, М.А., Блох, М.Е. Особенности отношения матерей к своим детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями // Новые психологические исследования. 2025. № 2. С. 145–166. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_02_08

 

Ключевые слова: материнское отношение дети дошкольного возраста интеллектуальные нарушения задержка психического развития умственная отсталость

Поступила в редакцию: 30 июня 2025

Дата публикации: 30 июня 2025 г

Скачать статью