Научный журнал

Новые Психологические Исследования

От редактора

Главный редактор журнала «Новые психологические исследования» Т.Д. Марцинковская, Москва, 18 июня 2024 г.

Дорогие коллеги, представляю второй номер нашего журнала за 2024 год, в который вошли статьи, отображающие разнообразные и актуальные проблемы современной психологической науки.

Открывает его статья Н.К. Корсаковой, И.Ф. Рощиной и Е.Ю. Балашовой «Интерфейс межфункциональных взаимодействий в диаде “психика-мозг” при старении как модель адаптивной регуляции психической деятельности». Авторы обсуждают разные аспекты регуляции психической деятельности при нормальном старении. Особое внимание в статье уделено изучению регуляции и анализу тех мозговых структур и систем, которые принимают участие в реализации регуляторных процессов и рассматривают три основных механизма адаптации стареющего мозга к новым условиям его работы.

В статье А.Ф. Филатовой и С.Н. Костроминой «Ценностно-смысловые детерминанты переживания собственной деструктивности: качественный анализ» представлено исследование, в котором реализуется актуальный подход, рассматривающий переживание собственной деструктивности в связи с актуализацией и реализацией жизненных ценностей и смыслов. Полученные в результате полуструктурированного интервью материалы позволили выделить в текстах респондентов эмпирические референты, соответствующие трём уровням самодетерминированной деструктивной активности, и показать роль ценностей в процессе самодетерминации личностной деструктивности. 

Статья М.В. Виклейн и Н.В. Гришиной «Смысловая функция целеполагания в повседневной активности» раскрывает смысловую насыщенность жизни в связи с показателями жизненной позиции личности и аутентичности. Смешанный, качественно-количественный дизайн исследования дал возможность выявить семантические единицы, подтверждающие смысловую функцию целеполагания в повседневной активности, показав, что люди стремятся формулировать цели согласно своим ценностям. 

В статье К.М. Шипковой «Сравнительный анализ восстановления речи у больных с акустико-мнестической афазией в моделированной музыкообогащенной среде и при традиционной речевой терапии» проводилось сравнительное исследование динамики восстановления количественных и качественных показателей речи у больных с акустико-мнестической афазией при разных вариантах реабилитации. Полученные результаты показали, что оба вида терапии не влияли на изменение профиля слухоречевой асимметрии. Однако в основной группе выявился более выраженный темп регресса нарушений (от средней к легкой степени), чем в контрольной группе.

В работе Н.А. Пастернак «Индивидуальные различия, связанные с развитием способности действовать “в уме”» проводилась эмпирическая проверка представления Я.А. Пономарева о том, что основой развития рационального мышления является способность действовать «в уме», а также ее связь с другими особенностями личности. Было установлено, что существует зависимость между уровнем развития рассматриваемой способности и уровнем развития рационального мышления, а также между уровнем развития способности действовать «в уме» и использованием совладающих стратегий поведения. Это может помочь подросткам при овладении собственным поведением в сложной жизненной ситуации. 

В работе А.А. Максименко и А.Р. Загладиной «Роль психологического превосходства в коррупционных намерениях личности» был проведен теоретический анализ англоязычных публикаций и выявлены  связи данного понятия с синонимичными конструктами. Обнаруженные в реферируемых публикациях связи убеждают в положительных взаимосвязях психологического превосходства и коррупционных намерений личности. 

В статье А.М. Шевцова и М.Г. Юсупова «Профилактика дистресса участников военных действий посредством обучения навыкам регуляции психических состояний» приводятся важные результаты эффективности обучения сотрудников правоохранительных органов навыкам управления собственным психическим состоянием в осложнённых условиях деятельности. Исследование построено по экспериментальной схеме с тремя диагностическими срезами. Полученные материалы показали, что в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, связанный симптомокомплекс Посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) не возникает. Полученные результаты позволяют сделать вывод о положительном влиянии расширенной психологической подготовки на устойчивость психики военнослужащих к профессиональному стрессу в условиях боевых действий.

В статье С.И. Конжина «Образ героя как идеализированный ориентир жизненной модели личности» представлены результаты теоретического и эмпирического исследования возможности использования образа героя для идентификации жизненной модели личности как фрагмента жизненного сценария. В исследовании использовался проективный метод. Автором были выделены четыре типа жизненной модели и получены данные о наличии взаимосвязей между типами жизненных моделей, субъективными характеристиками образов героев, ценностями и копинг-стратегиями. 

М.С. Гусельцева в своем обзоре крайне актуальной статьи William Gaver’s et al. «Emergence as a Feature of Practice-based Design Research» анализирует рассуждения авторов о разных вариантах формирования и развития дизайна исследований. В целом авторы призывают находить баланс между интенциональными (запланированными) и эмерджентными (чувствительными к непредсказуемости) способами исследовательской работы – это означает сочетать целеустремленность с открытостью к изменениям. 

В обзоре Н.И. Юрченко представлена статья Sassenberg K., Boos M., Postmes T., Reips U.-D. «Studying the Internet: A challenge for modern psychology», в которой авторы анализируют влияние Интернета на общество и психологию. Они подчеркивают, что Интернет служит огромной лабораторией для психологических исследований, позволяя проводить исследования с огромных числом респондентов, что обогащает инструменты и охват психологических работ. 

В приложении к этому номеру даются аннотации наиболее интересных выступлений на международной конференции  «Новые вызовы цифрового общества: междисциплинарный подход»»

Алексеева О.С. Сходство супругов по ценностным показателям

Рыжов А.Л. Аффективные расстройства и творчество – гипотезы о взаимосвязи

Баранова В.А. Место для подростка: потребности подростка и городская среда

 

Поступила в редакцию: 18 июня 2024

Дата публикации: 18 июня 2024 г