Новикова М.А., Матанцева Д.А. Связь буллинга и социально-эмоциональных навыков учащихся: адаптация опросника социально-эмоциональных навыков (SECQ – Social Emotional Competence Questionnaire) на русскоязычной выборке
Мария А. Новикова , кандидат психологических наук, научный руководитель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10; ORCID: 0000-0003-3836-4240; mnovikova@hse.ru
Дарья А. Матанцева , аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10; ORCID: 0009-0004-6872-9970; dmatanceva@hse.ru
В последние десятилетия внимание исследователей к проблеме школьного буллинга и его индивидуально-психологических предикторов не ослабевает. Особый интерес вызывает роль социально-эмоциональных навыков (СЭН) как факторов, способных снижать риск подверженности травле: нет однозначного вывода о том, как разные компоненты СЭН участвуют в регуляции поведения.
Целью исследования стала адаптация опросника Social Emotional Competence Questionnaire (SECQ) для русскоязычной выборки и анализ связи компонентов СЭН с вовлечённостью школьников в буллинг в роли жертвы. В работе использовались: русскоязычная версия опросника SECQ, оценивающая пять компонентов СЭН (самосознание, саморегуляция, социальная осведомлённость, управление отношениями, ответственное принятие решений), и краткая версия опросника школьного
буллинга, отражающая опыт виктимизации.
Для работы с данными применялись: конфирматорный факторный анализ, регрессионный анализ. В исследовании приняло участие 3569 учащихся средней и старшей школы крупного российского города. Русскоязычная версия SECQ продемонстрировала высокие психометрические показатели и соответствие факторной структуре оригинальной версии. Получены данные о статистически значимой отрицательной связи между уровнем развития СЭН и риском вовлечённости в буллинг в роли жертвы для саморегуляции, самосознания и управления отношениями; социальная осведомленность и ответственное принятие решений выступили положительными предикторами виктимизации. Более низкие показатели по этим шкалам ассоциируются с большей вероятностью виктимизации. Развитие социально-эмоциональных навыков у школьников может рассматриваться как значимый ресурс профилактики буллинга, а адаптированный SECQ – как надёжный инструмент для их объективной оценки в российских условиях.
Ключевые слова: школьный буллинг, виктимизация школьников, социально-эмоциональные навыки, SECQ, диагностика социально-эмоциональных навыков
Для цитирования: Новикова, М.А., Матанцева, Д.А. Связь буллинга и социально-эмоциональных навыков учащихся: адаптация опросника социально-эмоциональных навыков (SECQ – Social Emotional Competence Questionnaire) на русскоязычной выборке // Новые психологические исследования. 2025. № 4. С. 218–240. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_04_11
Благодарность
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Ключевые слова: школьный буллинг виктимизация школьников социально-эмоциональные навыки SECQ диагностика социально-эмоциональных навыков
Поступила в редакцию: 22 декабря 2025
Дата публикации: 22 декабря 2025 г