Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Марцинковская Т.Д. Незримый колледж Галины Михайловны Андреевой в поле культуры XX века

Татьяна Д. Марцинковская, доктор психологических наук, профессор, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; Московский институт психоанализа, Москва, Россия; 121170, Россия, Москва, Кутузовский пр., д. 34, стр. 14; ip@rggu.ru

В настоящее время в сложном и неопределенном социальном мире развиваются различные теории, отвечающие на вызовы новой цифровой эпохи. Однако представляется, что концепция социального познания Г.М. Андреевой не потеряла актуальности и сохраняет свою эвристичность и сегодня. Целью статьи является представить целостную картину теории Г.М. Андреевой, которая сделала ее научной школой и центром незримого колледжа, объединяющего учеников и последователей Г.М. Андреевой. Используются методы историко-генетического подхода, исторической герменевтики и категориального анализа, позволившие раскрыть продуктивность концепции психологии социального познания, ее трансдисциплинарность и связь с постмодерном, и различия с идеями У. Эко и Ж. Пиаже. Показаны варианты существования научных школ в естественных и гуманитарных науках, отражены факторы, определившие продуктивность и адекватность для социальной психологии второй половины ХХ века научной школы Г.М. Андреевой. Описаны особенности новой методологии и метода данной школа и развернута ее связь с теорией деятельности А.Н. Леонтьева. Выделены принципы (активность и целостность) и элементы системы, связующие социальную психологию с философией и лингвистикой, раскрыто новое содержание понятий бытие, знак и значение. Именно специфика подхода к этим понятиям позволила поставить изучение социального бытия в центр психологии социального познания, а развитие понятий значения и смысла стало основанием для изучения идентичности, общения и социализации, связи когниций и эмоций. Очерчены подходы к анализу взаимодействия личности и общества и выявлены ее связи с теориями отечественных и зарубежных ученых. Делается вывод о том, что идеи, заложенные в концепции Г.М. Андреевой, доказали свою продуктивность даже в цифровом мире, помогая выстраивать новые связи между социальной и когнитивной психологией, выявляя иные аспекты как в гуманитарных, так и в естественнонаучных исследованиях человека и общества. Структура развивающегося гештальта определяет не только огромный потенциал психологии социального познания Г.М. Андреевой, но и плодотворность дальнейшего расширения ее «незримого колледжа». 

 

Ключевые слова: научная школа Г.М. Андреевой, незримый колледж, трансдисциплинарность, постмодерн, теория деятельности, значение и смысл

 

Для цитирования: Марцинковская, Т.Д. Незримый колледж Галины Михайловны Андреевой в поле культуры XX века // Новые психологические исследования. 2024. № 4. С. 44-61. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_04_02

 

Ключевые слова: научная школа Г.М. Андреевой незримый колледж трансдисциплинарность постмодерн теория деятельности значение и смысл

Поступила в редакцию: 08 декабря 2024

Дата публикации: 08 декабря 2024 г

Скачать статью