Косова Е.М. Цвет доверия: анализ и исследовательские перспективы
Екатерина М. Косова, младший научный сотрудник НУЛ когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ORCID: 0009-0002-5642-7380; ekatherine.kosova@gmail.com
Цвет как уникальная перцептивная характеристика приобретает все большее значение в эпоху цифровизации, оказывая значительное влияние на наше восприятие объектов виртуальной среды и взаимодействие с ними. В данной статье исследуется пересечение двух ключевых областей психологии – психологии доверия и психологии цвета. Основной целью работы является анализ как классических, так и современных исследований, посвященных влиянию цвета на уровень доверия, а также выявление перспективных направлений для дальнейшего изучения.
Исследование направлено на выявление специфических факторов и механизмов, определяющих влияние цвета на доверие таких, как психологические ассоциации, культурные различия и контекст использования. Практическое применение этих знаний особенно актуально в маркетинге, где выбор цветовой палитры может существенно повлиять на восприятие бренда и принятие решений потребителями.
В статье предлагается теоретическая основа для исследования взаимосвязи между цветом и доверием, с особым акцентом на методологические и концептуальные вызовы. Дополнительный акцент делается на новые горизонты, связанные с растущим разнообразием сред деятельности человека и динамической природой новых цифровых сред таких, как виртуальная и дополненная реальность.
Результаты исследования показывают, что цвет оказывает сложное и многогранное влияние на доверие, которое варьируется в зависимости от таких параметров, как оттенок, насыщенность и яркость. Эти параметры цвета взаимодействуют с доверием и смежными психологическими конструктами, влияя на восприятие и поведение человека в различных контекстах. В частности, указывается, что холодные цвета способствуют атрибуции более высокого уровня доверия, чем теплые; и меньшая насыщенность цвета также связывается с большим доверием. При этом детально рассматриваются ограничения существующих исследований и устоявшихся парадигм: в частности, постулат о наибольшей доверительности синего оттенка критикуется как методологически недостоверный.
Предложенные в статье решения и направления для будущих исследований способствуют более глубокому пониманию роли цвета в контексте доверия. Это исследование вносит значительный вклад в развитие психологии цвета и предоставляет ценные рекомендации для разработки интерфейсов, способствующих повышению доверия в различных областях таких, как электронная коммерция, онлайн-банкинг и социальные сети.
Ключевые слова: цвет, доверие, человек-цифровое взаимодействие, восприятие риска, онлайн-доверие, оттенок, насыщенность, яркость, веб-интерфейсы
Для цитирования: Косова, Е.М. Цвет доверия: анализ и исследовательские перспективы // Новые психологические исследования. 2025. No. 1. С. 80–133. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_01_04
Благодарность
Исследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Ключевые слова: цвет доверие человек-цифровое взаимодействие восприятие риска онлайн-доверие оттенок насыщенность яркость веб-интерфейсы
Поступила в редакцию: 08 апреля 2025
Дата публикации: 08 апреля 2025 г