Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Калимуллина И.Р., Пыркова К.В., Акберова А.А. Особенности коммуникативной компетентности врача (на примере анализа отзывов с профильных медицинских сайтов)

Иниза Р. Калимуллина, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра неврологии с курсами психиатрии, клинической психологии и медицинской генетики, Казанский федеральный университет, Казань, Россия; 420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, д. 18; ORCID 0009-0001-6619-4894; k.iniza@gmail.com
Ксения В. Пыркова, кандидат медицинских наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии взрослых, Московский институт психоанализа, Москва, Россия; 121170, Россия, Москва, Кутузовский пр., д. 34, стр. 14; ORCID 0000-0001-5869-9748; pyrkovakv@inpsycho.ru
Анна А. Акберова, преподаватель, кафедра неврологии с курсами психиатрии, клинической психологии и медицинской генетики, Казанский федеральный университет, Казань, Россия; 420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, д. 18; akberovanna@gmail.com

Актуальность. Согласно исследованию, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, положительные ассоциации, возникающие в связи со словом «врач», – это «лечение, лекарства», «здоровье», «помощь», «спасение», «надежда», «доброта», «внимательность» и т.д. При этом в отношении врачей чаще, чем в отношении других медицинских работников, возникают такие негативные ассоциации, как «недоверие», «недовольство», «безразличие, плохое отношение к пациентам» и др. Изменение парадигмы оказания медицинской помощи предполагает не ограничиваться лишь клиническими вмешательствами, а использовать персонализированный (пациент и/или клиент центрированный) подход в рамках биопсихосоциальной модели с целью «лечить не болезнь, но больного». 

Цель. Исследование особенностей коммуникативной компетентности врача. 

Методы. Анкетирование, анализ содержания (анализ отзывов с профильных медицинских сайтов). 

Результаты. В ходе проведенного двухэтапного исследования были получены данные, показывающие высокую значимость профессиональной медицинской коммуникации в процессе взаимодействия врач-пациент. На основе анализа проведенного анкетирования выделены основные ожидания пациента от общения с врачом – это стремление врача разобраться в проблеме и помочь, вежливость и доброжелательность, а также уважительное отношение и умение выслушать. Отзывы о медицинских сотрудниках с сайта для сбора комментариев и получения обратной связи – ПроДокторов – позволили определить основные коммуникативные ошибки врачей различных специальностей и стажа. Был составлен список критериев эффективной коммуникации: заинтересованность в пациенте, контактность и доброжелательность, неконфликтность, эмпатия и уважительное отношение, активное слушание, ясное, понятное, достаточное информирование, персонализированный (индивидуальный) подход. 

 

Ключевые слова: коммуникативная компетенция врача, эффективная коммуникация, ошибки коммуникации, ожидания пациента

 

Для цитирования: Калимуллина, И.Р., Пыркова, К.В., Акберова, А.А. Особенности коммуникативной компетентности врача (на примере анализа отзывов с профильных медицинских сайтов) // Новые психологические исследования. 2025. № 3. С. 170-181. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_03_08

 

Ключевые слова: коммуникативная компетенция врача эффективная коммуникация ошибки коммуникации ожидания пациента

Поступила в редакцию: 08 октября 2025

Дата публикации: 08 октября 2025 г

Скачать статью