Гусельцева М.С. От психологического просвещения – к антропологической компетентности
Марина С. Гусельцева, доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Школа антропологии будущего РАНХиГС, Москва, Россия; 119606, Россия, Москва, пр. Вернадского, д. 84; ведущий научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт), Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; mguseltseva@mail.ru
Современность выступает предметом широкого круга исследований в области социальных наук. Интерес к трансформациям человека и мира в условиях современности сопровождается перестройкой дисциплинарной матрицы познания, что характеризуется распространением полипарадигмальных, меж- и трансдисциплинарных подходов, решающих задачи интеграции научного знания. Однако изучение человека и мира в условиях современности требует от исследователя не только обновления его методологического арсенала, но и развития антропологической компетенции. Последнее обусловлено тем, что на текущем этапе эволюции научного знания именно антропология выступила лидером методологического обновления социальных наук. Антропология как таковая изучает человека в динамике и полноте его проявлений, в разнообразии повседневных ситуаций и меняющихся социокультурных контекстов. Также антропология в наибольшей степени стремится к созданию целостного образа современности, рассматривая взаимопревращения человека и общества, личности и культуры. Важной частью и современных научных исследований, и прикладных социальных программ становится антропологическая экспертиза. Для изучения психологических и антропологических аспектов современности релевантно использование методологического инструментария, включающего гибкие и подвижные конфигурации разнообразных концепций и исследовательских стратегий. В психологии эти тенденции реализуются в развитии системно-субъектного, субъектно-деятельностного, историко-эволюционного, историко-генетического, культурно-деятельностного, культурно-аналитического, субъектно-аналитического и иных подходов. При всем разнообразии названных подходов здесь можно обнаружить общие тенденции развития современной российской психологии, выразившиеся в движении от конкретно-научного психологического знания – к смешанному, меж- и трансдисциплинарному, целостному и антропологически ориентированному познанию. Обсуждается феномен антропологического просвещения и обусловленное им развитие антропологической компетентности, что предполагает овладение пакетом социальных знаний, касающихся развития человека, его окружения, творческой и профессиональной деятельности, повышения качества жизни. Предлагается несколько инструментальных и концептуальных средств расширения антропологической компетентности, включающих методологические ресурсы концепции «перегрева» (overheated world) и концепции «идеального шторма» (perfect storm).
Ключевые слова: методология, современность, антропологическое просвещение, антропологическая компетентность, антропологическая экспертиза, культурно-аналитический подход, трансдисциплинарный подход
DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_04_12
Ключевые слова: методология современность антропологическое просвещение антропологическая компетентность антропологическая экспертиза культурно-аналитический подход трансдисциплинарный подход
Поступила в редакцию: 08 декабря 2024
Дата публикации: 08 декабря 2024 г