Гусельцева М.С. Обзор статьи Larry Abbott & Rocco Gaudenzi «Theoretical Physics and Theoretical Neuroscience: What Each Can Learn from the Other»
Марина С. Гусельцева, доктор психологических наук, доцент, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт), Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; mguseltseva@mail.ru
Обозреваемая статья «Теоретическая физика и теоретическая нейронаука: чему они могут научиться друг у друга» (оригинальное название – “Theoretical Physics and Theoretical Neuroscience: What Each Can Learn from the Other”) представляет собой беседу физика Рокко Гауденци (кафедра гуманитарных наук, университет Вероны, Верона, Италия) с философом, физиком и нейробиологом-теоретиком Ларри Эбботтом (Центр теоретической нейронауки, Колумбийский университет, Нью-Йорк, США). Р. Гауденци написал введение к данной статье и задает Л. Эбботу вопросы, касающиеся способов научного поиска в областях физики и биологии, на которые Л. Эббот дает свои развернутые ответы.
В интервью затронут широкий спектр тем: от фундаментальной природы моделирования в физике и биологии до роли искусственного интеллекта (ИИ) в понимании работы человеческого мозга.
Цель беседы двух ученых – обсудить основные сходства и различия между теоретическими структурами физики и биологии и соответствующими методами моделирования в этих областях.
Для подготовки статьи были использованы методы интервью, философского размышления, сравнительного анализа методологии двух дисциплин.
Л. Эбботт рассуждает о философских основах и практических проблемах этих профессиональных областей, подчеркивая роль математического моделирования в представлении о сложных физических и биологических системах. Итогом беседы стало лучшее понимание способов мышления в областях физики и биологии, а также анализ научной биографии ученого, перешедшего из одного исследовательского пространства в другое.
В качестве основного вывода можно рассматривать умозаключение Л. Эббота о том, что верно поставленный исследовательский вопрос является в науке гораздо более важным фактором, нежели используемый философский или методологический подход.
Ключевые слова: методология, наука, теоретическая физика, нейробиология, практики моделирования в физике и биологии, искусственный интеллект и человеческий мозг
Для цитирования: Гусельцева, М.С. Обзор статьи Larry Abbott & Rocco Gaudenzi “Theoretical Physics and Theoretical Neuroscience: What Each Can Learn from the Other” // Новые психологические исследования. 2024. № 4. С. 220–228. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_04_10
Благодарность
Статья выполнена в рамках госзадания, проект FNRE-2024-0016.
Ключевые слова: методология наука теоретическая физика нейробиология практики моделирования в физике и биологии искусственный интеллект и человеческий мозг
Поступила в редакцию: 08 декабря 2024
Дата публикации: 08 декабря 2024 г