Тендрякова М.В. Посвящение и просвещение как стратегии социализации: социально-антропологический ракурс
Мария В. Тендрякова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Школа Антропологии Будущего РАНХиГС, Москва, Россия; 119571, Россия, Москва, пр. Вернадского, д. 82; старший научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН, Москва, Россия; 119334, Россия, Москва, Ленинский пр. 32а,; mashatendryak@gmail.com
Образование и вся система социализации детей и подростков – всегда производная от социо-культурной организации в целом. Исследовательский интерес предлагаемой статьи сосредоточен на том, как воспитание и образование связаны с культурно-историческими характеристиками общества. История и этнология открывают нам бесконечное многообразие историко-культурных вариантов, институтов и субъектов социализации. Тем не менее, можно выделить две ключевые стратегии социализации – посвящение и просвещение. Посвящение воспитывает и меняет ребенка как личность, апеллируя к его мотивационно-смысловой сфере. Просвещение – дает знания и обучает необходимым навыкам. Они реализуются в таких институтах, как школа и обряды инициации. Инициации посвящают, они наиболее характерны для архаичных культур и теснейшим образом связаны с функционированием памяти бесписьменного общества, с сохранением и преемственностью культурно-исторического опыта из поколения в поколение в устной традиции. Школа – просвещает. Она становится центральным институтом социализации в сложных письменных обществах, где востребованы рациональные знания. В постиндустриальную эпоху всё более очевидно становится, что ни стратегия посвящения c ее диктатом монороли, в которую вводит инициация раз и навсегда, ни стратегия просвещения, перегруженная невостребованными знаниями, не соответствуют запросам нашего времени с его непредсказуемостью и всё ускоряющимися переменами. В работе делается попытка рассмотреть сегодняшние запросы общества к системе образования и представить, какими чертами должна будет обладать новая ключевая стратегия социализации – третья стратегия, чья задача – готовить к жизни в постоянно меняющемся мире и к тому, что учиться придется самостоятельно и практически в течение всей этой жизни.
Ключевые слова: образование, социализация, обряды инициации, посвящение, онлайн обучение, история школы, поколение Z
Для цитирования: Тендрякова, М.В. Посвящение и просвещение как стратегии социализации: социально-антропологический ракурс // Новые психологические исследования. 2022. № 2. С. 32–51. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_02_02
Благодарность
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Ключевые слова: образование социализация обряды инициации посвящение онлайн обучение история школы поколение Z
Поступила в редакцию: 18 июня 2022
Дата публикации: 18 июня 2022 г