Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Поддьяков А.Н. Практикум мышления: игра «Розовые-зеленые» с многофакторными взаимодействиями участников в парадигме энактивизма

Александр Н. Поддьяков, доктор психологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; apoddiakov@hse.ru

Разработана методика «Розовые-зеленые» для практикума по психологии мышления, тема «Воплощенное познание». Это игра с многофакторными взаимодействиями и превращениями участников с зелеными метками в участников с розовыми, и наоборот. Она создана в традиции «живых шахмат»: несколько членов учебной группы решают логические задачи в пространственной среде «Розовые-зеленые» по существующим в ней правилам, будучи пространственно-распределенными элементами этой среды и перемещаясь в ней. Остальные члены группы наблюдают. Играющим даются задачи на кооперацию и на конкуренцию. Предварительные результаты следующие. 1) Участники занятия считают, что задачи решаются легче при «взгляде со стороны», чем при нахождении в среде. 2) Взрослые участники на некоторых ходах решают задачу в наглядно-действенном плане, физически перемещаясь на другие позиции игрового поля и ориентируясь на получаемый результат. 3) Участники отмечают трудности переключения между ролями в случае «превращений». В целом, игра позволяет участнику ощутить и осознать себя в единстве различных качеств: а) логического элемента среды, способного принимать два значения («розовое» или «зеленое») в зависимости от заданных условий и осуществляемых действий; б) участника команды, обсуждающего возможности и отстаивающего свое решение перед другими; в) объекта чужого решения; г) субъекта, обладающего телесностью, перемещающегося в физическом пространстве и занимающего в нем позиции относительно других участников; д) субъекта, меняющего мыслительные задачи на противоположные (от задачи «как выиграть зеленым» к задаче «как выиграть розовым» и обратно). Предметом обсуждения на занятии могут быть разные аспекты игры: от сугубо логических и теоретико-игровых, индивидуально- и социально-психологических до философских.

 

Ключевые слова: мышление, воплощенное познание, энактивизм, практикум, игра с многофакторными взаимодействиями

 

Благодарность

Автор выражает признательность студентам, участвовавшим в занятии и дававшим обратную связь по нему.

 

Для цитирования: Поддьяков, А.Н. Практикум мышления: игра «Розовые-зеленые» с многофакторными взаимодействиями участников в парадигме энактивизма // Новые психологические исследования. 2023. № 1. С. 30–45. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_01_02

Ключевые слова: мышление воплощенное познание энактивизм практикум игра с многофакторными взаимодействиями

Поступила в редакцию: 06 апреля 2023

Дата публикации: 06 апреля 2023 г

Скачать статью