Хорошилов Д.А. Социальные институты и проблема зла в психологии
Дмитрий А. Хорошилов, доктор психологических наук, Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; d.khoroshilov@gmail.com
В статье рассматривается проблема двойственного понимания принципа социальной детерминации в отечественной психологии. Социальная детерминация интерпретировалась прежде всего как опосредствование познавательных процессов знаковой системой языка и межличностными отношениями, в то время как реальный социально-исторический контекст жизни человека был отодвинут на второй план. В научной школе Г.М. Андреевой впервые была предложена концептуальная программа возвращения реального контекста в изучение социального познания как конструирования образа мира. «Кристаллизацией» социального контекста выступают социальные институты, задающие механизмы социализации и индивидуализации личности. Радикальные социальные изменения интерпретируются как тотальный кризис социальных институтов, утрачивающих основную функцию – ориентации человека в неопределенности. В ситуации деформации и кризиса институтов освобождается место для воплощения социального зла как всеохватывающего насилия и саморазрушения общества. Предельным выражением социального зла следует считать политический режим и идеологию немецкого фашизма 1933–1945 гг., после работ Х. Арендт изучаемый в перспективе оповседневливания и банализации насилия. Стремление осмыслить причины установления фашизма стало одним из факторов превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину, в рамках которой были проведены исследования К. Левина, С. Аша, С. Милгрэма, Ф. Зимбардо и других ученых, реализующих цель моделирования зла в социальных отношениях. Показывается, что эти психологические эксперименты являются скорее научными перформансами (сопоставимыми с арт-перформансами М. Абрамович), а не методами в строгом смысле слова. Междисциплинарные исследования социального зла раскрывают латентные институциональные предпосылки возникновения феноменов «нового фашизма» (Дж. Батлер) и «текучего зла» (З. Бауман) в ситуации постмодерна. В качестве культурно-исторического доказательства необходимости широкого понимания социальной детерминации анализируется «Вторая книга» мемуаров Н.Я. Мандельштам.
Ключевые слова: социальная детерминация, социальные институты, банальность зла, текучее зло, «Вторая книга» Н.Я. Мандельштам
Для цитирования: Хорошилов, Д.А. Социальные институты и проблема зла в психологии // Новые психологические исследования. 2022. No. 4. С. 73–89. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_04_04
Благодарность
Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 22-18-00140 «Динамическая устойчивость личности в пространстве социокультурной неопределенности».
Ключевые слова: социальная детерминация социальные институты банальность зла текучее зло «Вторая книга» Н.Я. Мандельштам
Поступила в редакцию: 30 декабря 2022
Дата публикации: 30 декабря 2022 г