Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Гусельцева М.С. Обзор статьи Mitchell G. Ash «Situating Cognitive Science after 1945»

Марина С. Гусельцева , доктор психологических наук, доцент, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; mguseltseva@mail.ru

Представлен обзор статьи профессора Венского университета Митчелла Эша «Положение когнитивной науки после 1945 года» (оригинальное название – «Situating Cognitive Science after 1945»). Автор рассматривает становление когнитивной науки в качестве междисциплинарной исследовательской программы, намеренно помещая ее в исторический контекст. Он отмечает, что институциализация когнитивной науки лишь отчасти была обусловлена исследованиями в области вооружений, а в значительной степени – пожертвованиями со стороны частных фондов. Вторая мировая война имела ключевое значение для интенсификации междисциплинарного сотрудничества и роста инноваций в области науки и технологий, а это, в свою очередь, вело к институциональным преобразованиям, способствующим построению программы развития когнитивных наук. Дж. Эш последовательно проводит мысль, что историю становления когнитивных наук не следует рассматривать в линейной перспективе – как движение от бихевиоризма к когнитивной нейронауке. Современная когнитивистика возникла из целого сплава прикладных и фундаментальных, теоретических и эмпирических исследований; из ведущей к трансдисциплинарности объективной логики науки и самоорганизующейся сети ученых коммуникаций. При этом, вопреки представлениям некоторых историков психологии, необихевиористская теория обучения отнюдь не была вытеснена когнитивно-ориентированной психологией, а развивалась в 1950–1960-е гг. параллельно с ней. Эти передовые для того времени исследовательские поля принадлежали к разным субдисциплинам, в связи с чем теоретические разработки в области компьютерных наук долгое время шли независимо друг от друга. В предлагаемой читателю статье М. Эш ставит цель – не столько обсуждать текущие исследования или историю когнитивной науки, а поместить ее возникновение в исторический контекст, где становление когнитивной психологии выступает лишь частью общего трансдисциплинарного движения.

 

Ключевые слова: история науки, история психологии, необихевиоризм, когнитивная наука, Митчелл Эш

 

Для цитирования: Гусельцева, М.С. Обзор статьи Mitchell G. Ash «Situating Cognitive Science after 1945» // Новые психологические исследования. 2024. № 3. С. 269–280. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_03_12

 

Благодарность

Статья выполнена в рамках госзадания, проект FNRE-2024-0016.

 

Ключевые слова: история науки история психологии необихевиоризм когнитивная наука Митчелл Эш

Поступила в редакцию: 07 октября 2024

Дата публикации: 07 октября 2024 г

Скачать статью