Гусельцева М.С. Рецензия на книгу Madsen O.J. Life skills and adolescent mental health: Can kids be taught to master life? London: Routledge, 2023
Марина С. Гусельцева, доктор психологических наук, доцент, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; mguseltseva@mail.ru
В своей новой книге норвежский психолог Оле Мадсен обсуждает рост терапевтической культуры и психологизации современного общества. Среди ключевых тенденций современности он выделяет переход от традиционного социального существования к высокой индивидуализации жизни. Это означает, что все больше ответственности за психологическое благополучие, за совершаемые выборы и принятые решения возлагается на самого человека. В сфере образования и социализации подрастающих детей и подростков подобное положение вещей влечет за собой пересмотр содержания образования и введение новых учебных программ. В скандинавских странах в систему образования вводятся междисциплинарные учебные предметы, посвященные здоровью и жизненным навыкам, включая знания о своем теле и психическом здоровье, современном образе жизни, финансовой безопасности и потреблении. Однако О. Мадсен задается вопросом, помогает ли введение в учебные планы указанных специальных дисциплин на самом деле укрепить психическое здоровье подростков и помочь молодежи лучше справляться с текущими проблемами такими, как школьный стресс и давящие социальные ожидания? Цель его книги – подвергнуть сомнению распространенные идеи, касающиеся цифровой безопасности, молодежных проблем с психическим здоровьем и навыков жизненного мастерства, которые повсеместно вводятся в школах. О. Мадсен приходит к выводу, что пересмотр содержания образования направлен на то, чтобы возложить ответственность за собственное физическое и психическое благополучие на личность, а не устранять нарастающие в современном обществе политические и социальные дисфункции, например, проблемы неравенства, безработицы, доступности качественного образования и медицины. Согласно О. Мадсену, решение системных институциональных проблем средствами индивидуальных жизненных стратегий является распространенным когнитивным искажением, а рост терапевтической культуры и тотальной психологизации способен сделать молодежь гораздо более уязвимой и менее устойчивой к жизненным кризисам.
Ключевые слова: терапевтическая культура, жизненные навыки, психическое здоровье, молодежь, подростки, социализация в условиях современности, личность
Для цитирования: Гусельцева, М.С. Рецензия на книгу Madsen O.J. Life skills and adolescent mental health: Can kids be taught to master life? London: Routledge, 2023 // Новые психологические исследования. 2023. № 4. С. 140–157. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_04_09
Благодарность
Статья выполнена в рамках госзадания, FNRE-2021-0001.
Ключевые слова: терапевтическая культура жизненные навыки психическое здоровье молодежь подростки социализация в условиях современности личность
Поступила в редакцию: 26 декабря 2023
Дата публикации: 26 декабря 2023 г