Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Гояева Д.Э., Обухова Т.С., Овсянникова Т.М., Рытикова А.М., Джиоева Ц.Г., Павлова А., Николаева А.Ю. Специфика оценивания фонематического слуха и его особенностей у детей с РАС

Дзерасса Э. Гояева , научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; goyaevade@mgppu.ru
Татьяна С. Обухова , младший научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; obukhovats@mgppu.ru
Татьяна М. Овсянникова , младший научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; ovsyannikovatm@mgppu.ru
Анна М. Рытикова , младший научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; rytikovaam@mgppu.ru
Анна А. Павлова, научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; pavlovaaa@mgppu.ru
Циала Г. Джиоева , профессор, Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова, факультет биологии, психологии и физвоспитания, Цхинвали, Южная Осетия; 100001, Южная Осетия, Цхинвали, ул. Путина, д. 8; k.yuogu@yandex.ru
Анастасия Ю. Николаева , научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; nikolaevaayu@mgppu.ru

Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются широким диапазоном когнитивных, социальных и коммуникативных нарушений. Одним из наиболее заметных проявлений РАС являются трудности в области речи и языка, которые могут серьезно ограничивать способность индивидов с РАС к эффективному общению и взаимодействию с окружающим миром. Проблема диагностики речевых нарушений у лиц с РАС усложняется тем, что многие существующие методики оценки не позволяют четко разделить речевые и языковые трудности от общего уровня интеллектуального развития, что может приводить к неточностям в интерпретации результатов. В данной работе мы сосредоточились на выявлении тех аспектов фонематического восприятия, которые могут быть оценены с минимальным влиянием интеллектуальных факторов. Для этого были использованы фонематические субтесты из комплексной диагностической батареи «КОРАБЛИК». Мы тщательно проанализировали результаты выполнения таких заданий, как «Повторение слов», «Повторение псевдослов», «Понимание существительных» и «Понимание глаголов», чтобы определить их способность отражать специфические речевые нарушения у детей с РАС. Результаты анализа показали наличие дефицита фонематического восприятия у детей с РАС, однако только результат задания «Повторение псевдослов» продемонстрировал стабильную корреляцию с речевыми нарушениями, не зависимо от уровня интеллекта участников. Данные результаты подчеркивают критическую необходимость в разработке и адаптации специализированных диагностических инструментов, которые были бы чувствительны к специфике речевых и языковых нарушений у лиц с РАС, но в то же время минимально зависели от их когнитивных способностей. Такие инструменты могли бы значительно улучшить точность диагностики и, как следствие, эффективность последующих коррекционных и образовательных программ для детей с РАС.

 

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, речевое развитие, фонематическое восприятие, когнитивные способности, слухоречевое восприятие, фонологический дефицит

 

Для цитирования: Гояева, Д.Э., Обухова, Т.С., Овсянникова, Т.М., Рытикова, А.М., Джиоева, Ц.Г., Павлова, А., Николаева, А.Ю. Специфика оценивания фонематического слуха и его особенностей у детей с РАС // Новые психологические исследования. 2024. № 1. С. 143–158. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_01_07

 

Благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ МОН РЮО в рамках научного проекта № 20-513-07005.

 

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра речевое развитие фонематическое восприятие когнитивные способности слухоречевое восприятие фонологический дефицит

Поступила в редакцию: 03 апреля 2024

Дата публикации: 03 апреля 2024 г

Скачать статью