Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Давыдова Е.Ю., Мовчан А.А., Соловьева М.В., Давыдов Д.В. Сравнительная оценка эффективности программ адаптивной физкультуры у младших школьников с РАС

Елизавета Ю. Давыдова, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535, davidovaeju@mgppu.ru
Анна А. Мовчан, младший научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; ORCID: https://orcid.org/0009-0000-5112-2735; movchanaa@mgppu.ru
Марина В. Соловьева, методист, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-0896-2477; solovevamv@mgppu.ru
Денис В. Давыдов, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия; 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0993-3803; davydovdv@mgppu.ru

Актуальность и цель. Нарушения моторных функций у детей с РАС влияют на их физическое, когнитивное и коммуникативное развитие, что придает исследованиям в этой области особенную актуальность. Адаптивная физическая культура, в частности программа «Аут Фитнес», направлена на коррекцию двигательных нарушений и развитие моторных навыков у детей с РАС. Целью исследования является сравнение эффективности стандартной и адаптированной программ физической культуры и апробация метода «ФизРас» для оценки двигательной сферы детей с РАС.

Методы. В исследовании приняли участие 60 детей с диагнозом РАС. В группе сравнения дети занимались физкультурой по стандартной программе, а в экспериментальной – по адаптированной программе «Аут Фитнес», учитывающей особенности детей с РАС. Для оценки динамики показателей двигательной активности использовался ранее разработанный метод комплексной диагностики «ФизРас».

Результаты. Программа «Аут Фитнес» продемонстрировала значительные преимущества по сравнению с традиционной физкультурой, особенно в таких параметрах, как длина прыжка, дальность броска, техника выполнения упражнений, самостоятельность и понимание инструкций. Дети, проходившие занятия по адаптированной программе, показали более значительные улучшения не только в двигательных навыках, но и в моторно-бытовых навыках таких, как манипуляция с предметами и локомоция, по сравнению с контрольной группой.

Выводы. Программа «Аут Фитнес» продемонстрировала более высокую эффективность в улучшении моторных и бытовых навыков у детей с РАС по сравнению с традиционными занятиями физкультурой. Метод «ФизРас» показал свою состоятельность для комплексной диагностики и оценки двигательных нарушений у детей с РАС, предлагая возможность учитывать как физические, так и коммуникативные аспекты развития.

 

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, адаптивная физкультура, моторные функции, физическое развитие, программа «Аут Фитнес».

 

Для цитирования: Давыдова, Е.Ю., Мовчан, А.А., Соловьева, М.В., Давыдов, Д.В. Сравнительная оценка эффективности программ адаптивной физкультуры у младших школьников с РАС // Новые психологические исследования. 2025. № 1. С. 226–244. DOI: 10.51217/npsyresearch_2025_05_01_10

 

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра адаптивная физкультура моторные функции физическое развитие программа «Аут Фитнес».

Поступила в редакцию: 08 апреля 2025

Дата публикации: 08 апреля 2025 г

Скачать статью