Антонов Д.Д., Шарковский Д.М., Плотников А.Ю. Особенности сферы межличностных отношений у игроков, предпочитающих различные жанры компьютерных игр
Дмитрий Д. Антонов, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; ddantonov1997@yandex.ru
Давид М. Шарковский, магистр, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; loup.di.steppa@gmail.com
Александр Ю. Плотников, магистр, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; santino8811@yandex.ru
Исследование посвящено изучению особенностей сферы межличностных отношений игроков, предпочитающих различные жанры компьютерных игр. Респондентами стали игроки популярных ММО РПГ и МОВА проектов, а также представители других жанров, набранные через социальные сети путем анонимного опроса. Численность совокупной выборки составила 146 человек. До этапа статистической обработки было допущено 142 респондента. Особенности межличностных отношений раскрывались через три блока: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Схема исследования включала тест дифференциальной рефлексии Д.А. Леонтьева, тест на склонность к завистливости Ю.В. Щербатых в модификации Е.И. Ильина, Q-сортировка Стефансона и шкала враждебности Кука-Медлей в адаптации Л.Н. Собчик. Проведен сравнительный анализ психологических аспектов завистливости, склонности к враждебности и особенностей рефлексии на примере игроков ММОРПГ, МОВА и тех, кто предпочитает другие жанры. Основные результаты получены в подгруппах ММОРПГ, в то же время имеются и некоторые данные о специфике МОВА-игроков. К наиболее интересным результатам относятся достоверно более высокие значения по шкале «Принятие борьбы» у МОВА-игроков, по сравнению с ММО-игроками, наибольшая склонность к физической агрессии у соло-игроков, отводящих на игру от 4 до 7 часов, большая чувствительность женщин-игроков к справедливости, большая выраженность враждебности и цинизма у респондентов 16–21 года, играющих в гильдии или конст-пати. Для уточнения данных дополнительно был осуществлен корреляционный анализ внутри групп ММОРПГ и МОВА-игроков, а также для подгрупп ММО – соло-игроков, респондентов, играющих в конст-пати или с гильдией. Выявлена высокая плотность связей аспектов завистливости и враждебности, представлений о себе и дифференциальной рефлексии в группе ММО-игроков в целом и в подгруппе гильдийных игроков в частности.
Ключевые слова: геймеры, ММОРПГ, МОВА, справедливость, враждебность, принятие борьбы, системная рефлексия, агрессивность
Для цитирования: Антонов, Д.Д., Шарковский, Д.М., Плотников, А.Ю. Особенности сферы межличностных отношений у игроков, предпочитающих различные жанры компьютерных игр // Новые психологические исследования. 2022. № 3. С. 184–222. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_03_09
Благодарность
Работа выполнена при поддержке гранта РНФ, проект 19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия».
Ключевые слова: геймеры ММОРПГ МОВА справедливость враждебность принятие борьбы системная рефлексия агрессивность
Поступила в редакцию: 29 сентября 2022
Дата публикации: 29 сентября 2022 г