Андреева (Голубева) Н.А. Индивидуальные и личностные характеристики цифровой социализации в изменчивом мире
Наталья А. Андреева (Голубева) , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; 9268881525n@gmail.com
В рамках конференции «Психология личности: Культурные практики развития потенциала человека» на секции «Устойчивость личности в хрупком и изменчивом мире» были представлены результаты практического лонгитюдного исследования индивидуальных и личностных характеристик цифровой социализации. При изучении цифровой идентичности подростков и молодежи в обстановке транзитивности и современного технологического общества необходимо не только изучение внешних условий, в которых они развиваются, но и внутренних факторов (сферы их интересов, ценностей, увлечений, значимых структур информационного пространства, личностных особенностей) информационной социализации (Андреева, 2022; Марцинковская 2020; Марцинковская, Преображенская, 2020)
Цель доклада – показать эмпирические данные индивидуальных и личностных характеристик стиля идентичности пользователей и особенности восприятия и переработки информации, полученные в ходе лонгитюдного исследования. А также презентовать сравнительный анализ ведущего способа восприятия пользователей за последние десять лет. Проведено несколько серий исследований. В исследовании приняли участие более 300 человек. Респонденты были поделены на две возрастные группы – молодых, от 16 до 27 лет (N = 285) и людей среднего возраста от 27 до 50 лет (N = 80). Сравнивались данные полученные за 2012г., 2016г. и 2023г. Вторая серия исследования была посвящено сравнению данных, связанных с восприятием текущей ситуации. Выявлены изменения в способах восприятия и переработки информации, так полученные результаты показали, что людей с дигитальным способов восприятия и переработки информации стало в 3,5 раза больше, в сравнении с 2012г. Происходит интериоризация дигитального способа получения информации. Установлена связь информационной идентичности и шкалы приверженности с дигитальной модальностью. Приверженность помогает ориентироваться в постоянно меняющемся потоке информации, а дигитальный способ восприятия и переработки информации помогает собрать информацию и выстроить эффективную стратегию по обработке получаемой информации, систематизировать ее и применить.
Переизбыток информации влияет на степень доверия пользователей к получаемой информации, а также растет шкала приверженности, которая отражает степень, в которой человек склонен придерживаться своих взглядов или же, напротив, непрестанно менять их. Многие пользователи сталкиваются с дефицитом смысла, понимания и доверия.
Исследование особенностей восприятия и отношения к цифровому пространству пользователей позволяет констатировать, что для пользователей с информационным стилем идентичности текущая ситуация рассматривается как новые возможности и переосмысление ценностей и личностных смыслов. Также наблюдается тенденция в саморазвитии и перестраивание своих взаимоотношений с цифровым пространством, в частности с социальными сетями и мессенджерами. Для пользователей с нормативным стилем идентичности текущая ситуация ассоциируется с ограничениями и трудностями.
Ключевые слова: цифровая повседневность, информационная осведомленность, ведущая модальность восприятия информации, информационная идентичность, приверженность
Для цитирования: Андреева (Голубева), Н.А. Индивидуальные и личностные характеристики цифровой социализации в изменчивом мире // Новые психологические исследования. 2024. № 1. С. 194–197. DOI: 10.51217/npsyresearch_2024_04_01_11
Благодарность
Исследование выполнено в рамках госзадания FNRE-2024-0016 «Психологические эффекты цифровизации образовательной среды: возможности когнитивного и личностного развития и риски социализации».
Ключевые слова: цифровая повседневность информационная осведомленность ведущая модальность восприятия информации информационная идентичность приверженность
Поступила в редакцию: 03 апреля 2024
Дата публикации: 03 апреля 2024 г