Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Андреева (Голубева) Н.А. Личностные и ситуационные факторы цифровой идентичности в современном транзитивном мире

Наталья А. Андреева (Голубева), кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Центр научного проектирования Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; 9268881525n@gmail.com

При изучении повседневности мы сталкиваемся с феноменом метавселенной, где особое внимание привлекает размытие границ между физическим и цифровым пространством. Данное размытие стало актуальным в период пандемии и продолжает набирать обороты в текущей повседневности. Современная действительность отражается и на активности и презентации человека как в реальном, так и цифровом пространстве. Полученные результаты позволяют констатировать, что конструирование цифровой идентичности напрямую связано с самопрезентацией в социальных сетях с помощью различных инструментов. В данной статье особое внимание уделяется исследованию социально-психологических характеристик пользователей в цифровом пространстве. Предложенная проблематика весьма востребована в свете того, что цифровая среда, в частности среда виртуальных социальных сетей, все более интегрируется в процессы и пространство социализации человека, и вопросы того, как человек в ней развивается, живет и реализует свои потребности, приобретают все большую значимость. Приводятся результаты эмпирического исследования, в ходе которого была предпринята попытка выявить основные механизмы и закономерности активности пользователей в социальных сетях, а также обнаружить взаимосвязи стиля идентичности с потенциалом самоизменений и ведущим каналом восприятия и обработки информации. Исследование проводилось с помощью методик, направленных на изучение социально-психологических особенностей таких, как: стиль идентичности, ведущий канал восприятия и переработки информации, потенциал самоизменений, особенности восприятия и отношения к самопрезентации других пользователей в социальных сетях. Получены результаты, констатирующие наличие значимой связи между стилем идентичности и способностью к самоизменениям, а также связь стиля идентичности с ведущим способом восприятия и переработки информации.

 

Ключевые слова: цифровая идентичность, цифровое пространство, самопрезентация, потенциал самоизменений, ведущий канал восприятия информации

 

Для цитирования: Андреева (Голубева), Н.А. Личностные и ситуационные факторы цифровой идентичности в современном транзитивном мире // Новые психологические исследования. 2022. № 4. С. 29–48. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_04_02

 

Благодарность

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18 00516 «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия».

Ключевые слова: цифровая идентичность цифровое пространство самопрезентация потенциал самоизменений ведущий канал восприятия информации

Поступила в редакцию: 30 декабря 2022

Дата публикации: 30 декабря 2022 г

Скачать статью