Алексеева О.С. Межпоколенная трансмиссия ценностей самоутверждения
Ольга С. Алексеева, научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; olga__alexeeva@mail.ru
Статья посвящена изучению трансмиссии ценностей самоутверждения и заботы о людях и природе между разными поколениями. Исследование базируется на теории Шварца о базовых ценностях, которые различаются в зависимости от лежащей в их основе мотивации. В работе акцентируется внимание на ценностях самоутверждения, связанных с реализацией личных интересов и стремлением к власти и достижениям, и ценностях самотрансцендентности, ориентированных на помощь окружающим. Анализируются ценностные ориентации в 227 российских семьях, разделённых на две группы по возрасту родителей: поколение застоя (рожденные с 1947 по 1967 год) и реформенное поколение (с 1968 по 1981 год). Для оценки ценностей использовался Портретный опросник Шварца. Основные результаты показывают, что дети из семей поколения застоя выше ценят самоутверждение и ниже – заботу о людях и природе, чем их родители. В семьях реформенного поколения дети также выше оценивают достижения, но различия в ценности самотрансцендентности между родителями и детьми менее выражены. Наблюдаются значительные расхождения в оценках ценностей между отцами разных поколений: более молодые отцы выше оценивают достижения и власть и ниже универсализм. Исследование также выявило, что межпоколенная трансмиссия ценностей зависит от когортных различий и пола ребенка, причем больше всего взаимосвязей обнаружено между родителями и сыновьями. В целом, можно говорить о том, что различия в ценностных ориентациях между родителями и детьми разных поколений во многом связаны с социокультурными условиями, в которых формировались эти установки.
Ключевые слова: ценности, портретный опросник Шварца, самоутверждение, забота о людях и природе
Для цитирования: Алексеева, О.С. Межпоколенная трансмиссия ценностей самоутверждения // Новые психологические исследования. 2023. № 4. С. 80–94. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_04_05
Благодарность
Исследование выполнено в рамках госзадания, FNRE-2021-0001.
Ключевые слова: ценности портретный опросник Шварца самоутверждение забота о людях и природе
Поступила в редакцию: 26 декабря 2023
Дата публикации: 26 декабря 2023 г