Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Жуйкова Е.Б. Воспитание приемного ребенка: от мотивации и ожиданий – к становлению отношений в семье

Екатерина Б. Жуйкова, клинический психолог, преподаватель, Институт психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; e.b.zhuykova@gmail.com

Развитие семейного устройства в России предполагает переход от признания значимости семейного воспитания для преодоления последствий депривации и травм у ребенка – к глубинному исследованию психологических особенностей принимающих семей, необходимого для оказания качественной психологической помощи родителям и детям. Статья является анализом, на основе литературы, проблемы влияния мотивации приемных родителей к воспитанию детей и ожиданий от функционирования семьи на детско-родительские отношения. Подтверждается значимость отношений привязанности и преимуществ семейного устройства перед институциональным воспитанием, прослеживается направление развития взглядов на тему депривации в различных психологических подходах. Описываются этапы становления в культуре практики усыновления, связь социального образа детско-родительских отношений и практики принятия ребенка в семью. Проводится анализ связи между социальными процессами вокруг семьи и тем, какие ожидания возникают у родителей относительно приемного родительства. Центральной темой статьи является обсуждение значимости мотивации к принятию ребенка, ожиданий родителей на период адаптации, становления отношений, первых этапов формирования привязанности. Критикуется практика диагностики содержательных аспектов мотивации, выделения функциональных и дисфункциональных мотивов, обосновывается значимость исследования метахарактеристик мотивации, связанных с динамическими параметрами (гибкость, рефлексивность, согласованность с реальностью, внутрисемейная согласованность, стабильность). Анализируются возможности исследования характеристик мотивации и ожиданий с помощью теории личностных конструктов Д. Келли и современных направлений конструктивистских подходов к анализу семейных отношений. Обсуждается значение детального научного рассмотрения процесса межличностного формирования конструктов, семантических полярностей, процесса позиционирования внутри них для понимания кризисной и гармоничной адаптации приемной семьи к приходу ребенка.

Ключевые слова: приемная семья, приемный ребенок, мотивация приемного родителя, ожидания от приемного ребенка, адаптация приемного ребенка

Для цитирования: Жуйкова, Е.Б. Воспитание приемного ребенка: от мотивации и ожиданий – к становлению отношений в семье // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 48–78. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_03_03

Ключевые слова: приемная семья, приемный ребенок, мотивация приемного родителя, ожидания от приемного ребенка, адаптация приемного ребенка

Поступила в редакцию 06 октября 2021 г

Дата публикации 06 октября 2021 г

Скачать статью