Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Юрченко Н.И., Кончаловская М.М. Особенности профессиональной идентичности молодежи

Наталья И. Юрченко, магистр психологии, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; yurchenko_natalya@icloud.com
Маргарита М. Кончаловская, кандидат психологических наук, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; konch_m@mail.ru

В статье рассматривается теоретическое обоснование изучения идентичности в целом и, в частности, профессиональной идентичности. Представлено эмпирическое исследование профессиональной идентичности респондентов и анализ различных видов идентичности. В нём приняли участие три группы студентов из разных профессиональных сообществ. Число респондентов составило 60 человек в возрасте от 19 до 27 лет. Исследование проходило на одной и той же выборке в два этапа: в 2020 году (в разгар пандемии Covid) и в 2022 году. Если в 2020 году в центре внимания находились особенности территориальной, социокультурной, этнической и лингвистической идентичностей студентов, то в 2022 году нами была предложена анкета на выявление актуальной профессиональной самореализации и будущих планов в профессии. Проведен анализ предполагаемого профессионального будущего респондентов в 2020 году и их настоящего положения в 2022 году. Результаты показали, что все педагоги-математики сейчас имеют работу по профессии. Среди лингвистов и психологов также есть студенты, которые работают по профессии. Многие респонденты всех трёх групп подчеркивают «плюсы» пандемии Covid: она изменила их профессиональную деятельность и помогла начать работать в онлайн режиме, что, как следствие, расширило их профессиональное пространство с помощью современных платформ. Выявлено, что многие математики сейчас довольны своим местом жительства в России (и, соответственно, местом для реализации себя в профессии) и в ближайшем будущем не планируют его менять. А многие будущие лингвисты и психологи по-прежнему намерены в будущем переехать в другие страны для самовыражения, но это стремление выражено уже в меньшей степени, чем два года назад.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, профессия, студенты, профессиональное сообщество

Для цитирования: Юрченко, Н.И., Кончаловская, М.М. Особенности профессиональной идентичности молодёжи // Новые психологические исследования. 2022. № 3. С. 159–183. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_03_08

Благодарность

Статья выполнена в рамках госзадания, проект FNRE-2021-0001.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, профессия, студенты, профессиональное сообщество

Поступила в редакцию 29 сентября 2022 г

Дата публикации 29 сентября 2022 г

Скачать статью