Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Сергиенко Е.А. Развитие символических функций и метакогнитивные способности

Елена А. Сергиенко, доктор психологических наук, профессор, ФГБУН Институт психологии РАН, Москва, Россия; 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп.1; sergienkoea@ipran.ru

Статья посвящена обсуждению вопросов развития символических функций и их места в метакогнитивных способностях. Обсуждаются проблемы соотношения символа и знака, их понимания на современном этапе. Символизация в игре, рисовании, развитии речи предполагает способность одновременно воспринимать и обозначаемое, и обозначающее, кроме того, связать их друг с другом. Следовательно, требуется двойная репрезентация, что ставит вопрос о соотношении развития символических функций и метапознавательной способности. Продемонстрирована гетерохронность в развитии использования и понимания символических средств в игре и рисовании у детей 3–6 лет. Высказано предположение о сложной динамической системе интеллектуальных способностей и модели психического, вносящих разный вклад в реализацию символических функций в процессе развития. Уровневый подход к развитию модели психического от фрагментальных моделей к ситуативно-зависимым и ситуативно –независимым, становление которых происходит в раннем и дошкольном возрасте, проясняет, почему использование символических средств опережает их понимание, для чего требуется определенная возрастная архитектура как метакогнитивных способностей, так и способностей «чтения» психического, а также почему в рисовании, менее контекстуальном, чем игра, консолидируется больше когнитивных способностей и способностей модели психического. Метакогнитивная система претерпевает в дошкольном периоде реорганизацию: от взаимодействия невербального интеллекта, недифференцированной модели психического и использования символических средств – к возрастанию роли вербального интеллекта, опосредованной дифференцированной моделью психического, что обуславливает понимание символических средств в игре и рисовании. Гетерогенность и гетерохронность развития использования и понимания символических средств и изменения в обеспечении когнитивных способностей и модели психического в разных видах символической деятельности (игре и рисовании) не подтверждают единую линию развития как причины дальнейшего психического развития (Л.С. Выготский), но и противоречат взглядам Ж. Пиаже, где символизация подчиняется общей логике когнитивного развития.

Ключевые слова: символические функции, метапознание, модель психического, символ, знак, дошкольники, игра, рисование, гетерохрония 

Для цитирования: Сергиенко, Е.А. Развитие символических функций и метакогнитивные способности // Новые психологические исследования. 2022. № 1. С. 5–33. DOI: 10.51217/npsyresearch_2022_02_01_01

Ключевые слова: символические функции, метапознание, модель психического, символ, знак, дошкольники, игра, рисование, гетерохрония 

Поступила в редакцию 18 марта 2022 г

Дата публикации 18 марта 2022 г

Скачать статью