Научный журнал

Новые Психологические Исследования

?>

Пшонковская П., Бальё Х. Влияние билингвизма на исполнительные функции у молодых людей: aй-трекер исследование

Полина Пшонковская, бакалавр клинических и когнитивных нейронаук, Вестминстерскй университет, Лондон, Великобритания; W1W 6UW, Великобритания; Лондон, ул. Кавендиш, д. 115; polinapshonkovskaya@gmail.com
Хайко Балье, доктор психологических наук, доцент, Вестминстерский университет, Лондон, Великобритания; W1W 6UW, Великобритания; Лондон, ул. Кавендиш, д. 115; h.ballieux@westminster.ac.uk

Свободное владение двумя языками может дать определенные когнитивные преимущества по сравнению со свободным владением только одним языком. Предыдущие исследования детей и взрослых дают представление о когнитивных преимуществах двуязычия в такой области, как академическая деятельность, а также о возможной нейрозащите от развития нейродегенеративных симптомов на срок до пяти лет. Кроме того, несколько исследований подтвердили когнитивное преимущество билингвизма у молодых людей, однако это утверждение до сих пор вызывает споры в психолингвистическом сообществе. Мияке и Фридман предложили модель, которая объясняет сильную взаимосвязь между конкретными исполнительными функциями такими, как обновление, торможение и переключение. В соответствии с их моделью исполнительного функционирования в большом числе исследований сообщается о значительном преимуществе двуязычных носителей. Данное исследование направлено на изучение влияния билингвизма на конкретные исполнительные функции. Предстояло выяснить, насколько лучше двуязычные молодые люди (n = 14) справятся с серией когнитивных задач по сравнению со сверстниками, владеющими одним языком (n = 16). Обе языковые группы оценивались по таким заданиям, как задания на торможение реакции, многозадачность и объем зрительно-пространственной рабочей памяти. В задании на торможение реакции мы измеряли время и правильность инициируемых саккад через ай-трекер. Задания на зрительно-пространственную память и многозадачность выполнялись на пресс-паде. Было высказано предположение, что двуязычные респонденты покажут более высокий результат, чем их одноязычные сверстники, делая меньше ошибок и давая более быстрые когнитивные ответы на перечисленные выше задачи. Результаты данного исследования не выявили явных когнитивных преимуществ двуязычия в реакции торможения, многозадачности и зрительно-пространственной рабочей памяти, что указывает на относительно одинаковый уровень двуязычных и одноязычных молодых людей по этим позициям. Однако по времени реакции (RT) в задаче на саккады двуязычные, действительно, превзошли одноязычных сверстников. Более того, полученные результаты обнаружили потенциальную тенденцию преимущества двуязычной группы в задании на многозадачность, однако они не достигли статистической значимости. Поэтому в будущем представляется важным сфокусировать внимание на недоработках существующего дизайна эксперимента, т.е. либо произвести модификацию имеющегося дизайна, либо предпринять попытки конструирования нового. В целом, исследование вносит значительный вклад как в анализ проблем экспериментального изучения влияния билингвизма на исполнительные функции юношей и девушек, так и в проектирование новых подходов к данным исследованиям.

Ключевые слова: исполнительные функции, билингвизм, зрительно-пространственная рабочая память, контроль импульсивности, когнитивная гибкость, внимание, управляющие функции

Для цитирования: Пшонковская, П., Бальё, Х. Влияние билингвизма на исполнительные функции у молодых людей: ай-трекер исследование // Новые психологические исследования. 2021. № 4. С. 47–70. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_04_03

Ключевые слова: исполнительные функции, билингвизм, зрительно-пространственная рабочая память, контроль импульсивности, когнитивная гибкость, внимание, управляющие функции

Поступила в редакцию 28 декабря 2021 г

Дата публикации 28 декабря 2021 г

Скачать статью
?>