Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г., Решетникова И.С. Развитие саморегуляции психических состояний у студентов в процессе обучения в вузе
Александр О. Прохоров, доктор психологических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; 420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, д. 18; alprokhor1011@gmail.com
Альберт В. Чернов, кандидат психологических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; 420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, д. 18; albertprofit@mail.ru
Марк Г. Юсупов, кандидат психологических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; 420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, д. 18; yusmark@yandex.ru
Ирина С. Решетникова, ассистент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; 420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, д. 18; reshetnikovairina588@mail.ru
В статье представлены результаты исследования динамики развития системы саморегуляции психических состояний студентов в ходе обучения в вузе. Рассматриваются основные отечественные и зарубежные подходы к саморегуляции деятельности и психических состояний. Показано, что наименее разработанной в концептуальных построениях саморегуляции состояний является ментальная составляющая регуляции: недостаточно изучены отношения регуляции и структур сознания, вклад составляющих сознания в изменения состояний субъекта, их роль и значение в регуляторном процессе и др. Предлагаемое исследование направлено на реализацию данного подхода. В исследовании приняли участие 217 студентов первого (111) и четвертого (106) курсов обучения Казанского федерального университета. Исследования психических состояний проводились в 3-х различных по напряженности формах учебной деятельности – на лекции, семинаре и экзамене. Были использованы как специально разработанные авторские анкеты, так и различные методики диагностики психических состояний, регуляторных способностей и индивидуально-психологических свойств личности. Выявлены различия в переживаемых состояниях у студентов младших и старших курсов при различных формах обучения, что проявляется в выраженности отдельных подструктур состояний в разных формах учебной деятельности. Установлено, что по мере обучения в вузе изменяются типичные способы и приемы регуляции состояний, формируется общая способность к саморегуляции состояний. В ходе исследования обнаружены различия в уровне смысло-жизненных ориентаций, рефлексии и системы Я: явственность всех показателей увеличивается. Общая направленность изменений показателей, составляющих структуры ментальной регуляции состояний, свидетельствует об улучшении системы саморегуляции психических состояний студентов и развитии регуляторных свойств от младшего курса к старшему.
Ключевые слова: психическое состояние, ментальная регуляция, система Я, рефлексия, учебная деятельность
Для цитирования: Прохоров, А.О., Чернов, А.В., Юсупов, М.Г., Решетникова, И.С.. Развитие саморегуляции психических состояний у студентов в процессе обучения в вузе // Новые психологические исследования. 2021. № 4. С. 71–90. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_04_04
Благодарность
Исследования выполнены при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-29-07072 «Ментальные механизмы саморегуляции психических состояний и развития регуляторных способностей учащихся высших учебных заведений».
Ключевые слова: психическое состояние, ментальная регуляция, система Я, рефлексия, учебная деятельность
Поступила в редакцию 28 декабря 2021 г
Дата публикации 28 декабря 2021 г