Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Преображенская С.В., Карпук В.А., Ткаченко Д.П. Включение VR-технологий в образовательный процесс: возможности и ограничения

Светлана В. Преображенская, аспирант, Институт психологии им Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6.; s.v.preobr@yandex.ru
Владимир А. Карпук, аспирант, Институт психологии им Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; karpuk_va@mail.ru
Дарья П. Ткаченко, кандидат психологических наук, старший преподаватель Институт психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; bigbro-littlebro@yandex.ru

Пандемия COVID-19, одномоментно перенесшая большую часть нашей жизнедеятельности в дистанционную среду, уже долгое время продолжает вносить ограничения в повседневность. В сфере образования после периода адаптации к интернет-формату обучения остро встает вопрос о качестве знаний, передаваемых в такой форме. Таким образом, в современных эпидемиологических условиях мы вынуждены искать новые способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Организовать обучение в дистанционном формате позволяют различные современные технологии. Но для сохранения качества образования необходимо определить оптимально подходящие для этого процесса вспомогательные технологические устройства. Наиболее перспективным представляется освоение технологий виртуальной реальности (VR-технологий). В статье представлены результаты эксперимента с включением современных технологий в образовательный процесс на базе Российского государственного гуманитарного университета с участием студентов 1 курса различных специальностей. Общий объем выборки составил 72 человека (средний возраст 18,5 лет), разделённых на 4 группы с последующим предъявлением одного и того же лекционного материала, но в различных форматах для каждой группы. В сравнительном анализе приведены следующие виды обучающих занятий: традиционный формат лекции, лекция с применением смартфонов, лекция с использованием проектора и лекция с технологиями виртуальной реальности. По ходу работы был собран материал и проведен анализ успешности усвоения знаний при различных форматах организации лекции. Выявлены плюсы, минусы и ограничения использования каждого вида. Полученные данные позволяют говорить о необходимости постепенного включения VR-технологий в образовательный процесс на современном этапе.

Ключевые слова: VR-технологии, образование, психология, молодежь

Для цитирования: Преображенская, С.В., Карпук, В.А., Ткаченко, Д.П.Включение VR-технологий в образовательный процесс: возможности и ограничения // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 134–150. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_03_07

Благодарность

Эксперимент проведен при поддержке гранта РНФ №19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия».

Ключевые слова: VR-технологии, образование, психология, молодежь

Поступила в редакцию 06 октября 2021 г

Дата публикации 06 октября 2021 г

Скачать статью