Научный журнал

Новые Психологические Исследования

Полева Н.С., Аянян А.Н. Транзитивность как фактор прекаризации повседневности

Наталья С. Полева, кандидат психологических наук, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; npoleva@mail.ru
Анна Н. Аянян, магистр психологии, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; parhomenkoanna86@mail.ru

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования прекарности и прекаризации. Анализируются разные дискурсы и основные подходы к интерпретации терминов «прекарность», «прекаризация». Прекарность рассматривается не только в контексте трудовых и социально-экономических отношений, но и в расширенном экзистенциальном смысле как личное переживание/состояние неопределенности, непредсказуемости, неуверенности в завтрашнем дне. Повседневная жизнь современного человека в транзитивном мире сопряжена не только с социальной и экономической нестабильностью, физической и психической уязвимостью, но и коллективными и индивидуальными переживаниями прекарности как хронической генерализованной тревожности. Приводятся результаты эмпирического исследования прекарности студентов, в котором была предпринята попытка определения основных факторов прекаризации в сфере социально-трудовых отношений и разных областях повседневной жизни студентов. Для эмпирического исследования прекарности студентов были разработаны специальные авторские методики, направленные на выявление особенностей разнообразных аспектов имеющегося опыта работы, особенностей профессиональной идентификации, притязаний в сфере профессиональной реализации и удовлетворенности/неудовлетворенности студентов различными сторонами жизни. Молодежь и студенчество традиционно рассматриваются исследователями как потенциально прекаризированная социальная группа и группа риска по прекарности. Результаты исследования выявили преобладание таких факторов прекаризации студентов в области социально-трудовых отношений, как несоответствие работы получаемому образованию, невозможность влиять на важные решения в своей организации, отсутствие трудового договора с работодателем. Полученные по нашей выборке данные позволяют говорить о представленности и значимости профессиональной принадлежности в структуре социокультурной идентичности студентов. В ранжировании степени удовлетворенности различными сферами повседневной жизни у студентов высший ранг занимает культура. Обеспокоенность и переживания прекарности вызывает у студентов экологическая сфера. Показано, что индивидуальные переживания прекарности лежат в основе индивидуализации повседневности – конструирования повседневности как индивидуального стиля жизни, а также формирования субъектности как авторства индивидуальных стратегий жизнестроительства и жизнетворчества.

Ключевые слова: прекарность, прекаризация, студенты, молодежь, повседневность, транзитивность

Для цитирования: Полева Н.С., Аянян А.Н. Транзитивность как фактор прекаризации повседневности // Новые психологические исследования. 2021. № 1. С. 29–53. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_01_02

Ключевые слова: прекарность, прекаризация, студенты, молодежь, повседневность, транзитивность

Поступила в редакцию 14 марта 2021 г

Дата публикации 14 марта 2021 г

Скачать статью